МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №11 «УЛЫБКА» СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «СЕЛО
УСТЬ – УРГАЛ» ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ №11
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБДОУ № 11
Протокол № 1 от 01.07.2025 г.
Вепрева И.В.
Приказ № 34 от 01.07.2025г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Юные исследователи»
Стартовый уровень
Возраст участников программы 5 - 7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Ефремова Галина Федоровна
Педагог дополнительного образования МБДОУ № 11
С. Усть – Ургал 2025
Раздел 1. Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа (далее – ДООП, программа) «Юные исследователи» разработана в
соответствии с нормативными правовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от
31.03.2022г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования
детей до 2030 года»;
Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского
края от 26.09.2019 г. № 1321 «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского
края»;
Методические
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) (Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
Методические рекомендациями по формированию механизмов
обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих
формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений научнотехнологического и культурного развития страны (Письмо Минпросвещения
Российской Федерации от 29 сентября 2023 г. № АБ-3935/06);
Приказ
краевого
государственного
автономного
образовательного учреждения дополнительного образования «Центр
развития творчества детей (региональный модельный центр дополнительного
образования детей Хабаровского края)» от 27.05.2025 г. №220 П «Об
утверждении
Положения
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе, реализуемой в Хабаровском крае»;
Приказ
муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного
учреждения
детский
сад
№11
«Улыбка!
Верхнебуреинского муниципального района
Хабаровского края от
01.07.2025 г. №34 П «Об утверждении Положения о дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе, реализуемой в
Хабаровском крае»;
Устав
муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного
учреждения
детский
сад
№11
«Улыбка»
Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
Перечень дополнительной нормативно-правовой документации:
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ».
Адресаты ДООП: обучающиеся 5-7 лет без требований к знаниям и
умениям.
Форма обучения: очная.
Уровень освоения: базовый
Актуальность программы.
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного образования, предусмотрено формирование у детей
познавательных интересов и познавательных действий в различных видах
деятельности, а познавательно-исследовательская деятельность признана
одним из основных механизмов развития ребёнка. Научные исследования в
области педагогической наукой доказывают необходимость теоретической и
практической разработки этой проблемы. Исследование объектов
окружающего мира и экспериментирование с ними является для ребёнка
естественным средствами познания, что делает юного исследователя более
деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. В совместной
деятельности со взрослым ребёнок понимает, как можно безопасно для себя
исследовать окружающие его объекты, у него формируется умение делать
выводы и умозаключения по итогам исследовательской деятельности.
Систематическая работа по развитию познавательно-исследовательской
деятельности у дошкольников может способствовать разностороннему
развитию детей, так как у ребёнка формируются причинно-следственные
связи, навыки общения, развивается речь, он получает первичные
представления о себе и окружающей действительности.
Программа дополнительного образования по познавательному развитию
детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, позволяющие
расширить познавательные способности ребёнка по отношению к объектам
живой и неживой природы. В программе представлены разнообразные виды
деятельности детей, обеспечивающие познание окружающего мира;
предусмотрено использование разнообразных материалов и оборудования
как средств познания.
Занятия с детьми, предусмотренные программой организованы в виде
небольших циклов, объединенных общей темой, и проводятся как с группой,
так и с подгруппой детей. Ведущее место в них занимает практическая
работа – проведение простейших опытов, наблюдений, экспериментов.
Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в
исследовательской
деятельности,
а
некоторые
опыты
проводят
самостоятельно.
Новизна программы состоит в том, что в ней познание окружающего мира
непосредственно связанно с экспериментальной деятельностью. Также
существенно расширена практическая составляющая программы, что
позволяет повысить интерес обучающихся к предметам и явлениям
исследования, постановке эксперимента и решению исследовательских задач.
Развивается не только любознательность, как основа познавательной
деятельности обучающихся, расширяется круг личностно-значимых вопросов
и проблем. В поэтапном развитии умственных способностей старших
дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий
и обучению методам самостоятельного добывания знаний; создании
специально организованной предметно-развивающей среды; выстраивании
такой системы взаимоотношений в координате ребенок – взрослый, которая
способствует развитию ребенка как субъекта познания.
Адресаты ДООП: обучающиеся 5-7 лет без требований к знаниям и
умениям.
Форма обучения: очная.
Режим занятий и объем программы:
Период
Продолжительность
занятия
36
недель 1 часа
обучения
Всего:
Кол-во занятий Кол-во
в неделю
часов
неделю
1
1 часа
Кол-во
в недель
36
Кол-во часов
в год
72 часов
72 часов
Цель программы
Развитие познавательной активности детей старшего возраста
посредством опытно - экспериментальной деятельности.
Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать
овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой,
обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост путем
совершенствования его исследовательских способностей.
Задачи программы
1.Расширение у детей кругозора об окружающем мире через обобщение
представлений о химических и физических свойствах веществ: воды, песка,
глины, воздуха, снега и т.д.;
2.Развитие у детей умения пользоваться приборами при проведении игрэкспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.);
3.Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа,
классификации, сравнения, обобщения, умение делать умозаключения и
выводы;
4.Формирование способов познания путем сенсорного анализа;
развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности,
элементарного самоконтроля и саморегуляции.
Содержание программы
Учебный план.
№
заняти
я
1.
2.
3
4
Перечень тем
Формы
аттестации/контроля
Количество
занятий
Теорети
ческое
Практи
ческое
1
-
Индивидуальный
опрос
1
-
Фронтальный
опрос
Блок - Вода «Опыты с
водой»
3
3
«Вот она какая –вода!»
Чтение сказки
«Почему заплакал ручеек?»
Вода -растворитель.
Опыты с водой:
Прозрачность воды
Что растворяется в воде?
1
Дети старшего дошкольного
возраста
(5 – 7 лет):
Выбор названия кружка.
Заинтересовать детей новым
видом деятельности. Вызвать
желание заниматься
экспериментальной
деятельностью.
Вводное. Знакомство
с
лабораторией. Организация
эксперимента
-
-
1
Фронтальный
опрос
Выполнение
задания
5
6
7
8
15
16
17
18
19
Как очистить воду от мути?
«В каждом деле без воды – и
ни туды и ни сюды!»
Опыты с водой:
Пар – это вода
Соленая и пресная вода
«Здравствуй водичка»
Выполнение
задания
-
1
1
-
«То здесь пар, а то - вода»
Чтение сказки «Жили – были
два облачка»
Опыты с водой:
Превращение в воду
Пар – это вода
Лед легче воды
Лед – твердая вода
Блок «Снег» «Опыты со
снегом»
«Где рождается снег»
Чтение познавательной
сказки: «Жила – была
Капелька»
Опыты со снегом:
Кто рисует на окнах?
«Узнаем о снеге»
Чтение рассказа «История
про снежный колобок»
Опыты со снегом:
Как уменьшить время таяния
снега.
1
1
2
5
1
1
Выполнение
задания
1
1
Выполнение
задания
«Береги нос в большой
мороз!»
Опыты со льдом
«Дождь и гроза»
Путешествие капельки.
-
1
Выполнение
задания
-
1
Выполнение
задания
Твердая вода. Почему не
тонут айсберги.
-
1
Выполнение
задания
Блок - Воздух «Опыты с
воздухом»
2
2
Выполнение
задания
«Первые шаги в науку»
Воздух.
Опыты с воздухом
1
1
Выполнение
задания
Выполнение
задания
20
«Вращение вертушки»
1
Выполнение
задания
21
Почему дует ветер
1
-
Фронтальный
опрос
1
5
22
Блок «Песок, земля,
камни»
Какими бывают камни?
1
-
23
Как появляются горы?
-
1
Выполнение
задания
24
Откуда взялись острова.
-
1
Выполнение
задания
25
Как происходит извержение
вулкана.
-
1
Выполнение
задания
26
Удивительный песок
-
27
Сухая и влажная почва
-
1
Выполнение
задания
Блок «Электричество»
2
1
Выполнение
задания
1
-
Фронтальный
опрос
29
В мире электричества»
Понятие об электрических
зарядах
Что такое молния?
1
-
Фронтальный
опрос
30
Почему горит фонарик.
-
1
Выполнение
задания
Опыты с магнитом
1
1
Выполнение
задания
Испытание магнита.
Магнитные свойства
Земли. Компас.
Опыты с магнитом.
1
1
Блок «Температура»
1
-
28
31
Фронтальный
опрос
1
Выполнение
задания
Выполнение
задания
Фронтальный
опрос
Солнце дарит нам тепло и
свет.
1
-
Фронтальный
опрос
Блок «Звук, Свет»
2
2
Выполнение
задания
33
«Волшебные стеклышки»
-
1
Выполнение
задания
34
О «Дрожалке и пищалке».
-
1
Выполнение
задания
Блок «Измерение»
-
2
Выполнение
задания
35
Чем можно измерить длину?
-
1
Выполнение
задания
36
Сила тяготения.
Упрямые предметы
-
1
32
Итого
Дата
1 неделя
2 неделя
3 неделя
Выполнение
задания
36 занятий
Содержание учебного плана
с детьми старшего дошкольного возраста 5 -7 лет.
Тема
Задачи
Сентябрь
Сформировать представление о Мировом
«Вот она какая –
океане и родниковой воде;выяснить знания
вода!»
Чтение сказки
детей о свойствах и качествах воды, её
«Почему заплакал
значении для жизни живых организмов;
ручеек?»
дополнить знания детей о пользе океанов и
морей.
Вода растворитель.
Опыты с водой:
Прозрачность воды
Что растворяется в
воде?
Как очистить воду
от мути?
«В каждом деле
без воды – и ни
туды и ни сюды!»
Задачи: выявить вещества, которые
растворяются в воде, познакомить со
способом очистки воды – фильтрованием,
закрепить знания о правилах безопасного
поведения при работе с различными
веществами.
Задачи: закрепить представления о
значении воды в природе и жизни человека;
расширить знания о соленой воде морей и
4 неделя
Опыты с водой:
Пар – это вода
Соленая и пресная
вода
«Вот она какая –
вода!»
Чтение сказки
«Почему заплакал
ручеек?»
1 неделя
«Здравствуй
водичка»
2 неделя
«Первые шаги в
науку»
Воздух.
Опыты с воздухом
3 неделя
Сформировать представление о Мировом
океане и родниковой воде;выяснить знания
детей о свойствах и качествах воды, её
значении для жизни живых организмов;
дополнить знания детей о пользе океанов и
морей.
Октябрь
Задачи: закреплять знания о свойствах
воды; способствовать развитию сенсорного
восприятия; обучать умению пользоваться
схемами – символами, помогающими
отвечать на вопрос логично,
последовательно; закреплять навыки
поведения у воды.
Задачи: расширить представление детей о
свойствах воздуха и его качестве;
формировать умения понимать и
осмысливать причинно – следственные
связи, логически рассуждать, делать
выводы; продолжать формировать
реалистическое понимание природных
явлений через опыты (эксперименты).
Солнце дарит нам Задачи: дать детям представление о том,
что Солнце является источником тепла и
тепло и свет.
света; познакомить с понятием «световая
энергия», показать степень ее поглощения
разными предметами, материалами.
Почему дует ветер
4 неделя
1 неделя
океанов, почему вода в реках пресная, а в
океанах соленая; прививать бережное
отношение к воде.
«Дождь и гроза»
Путешествие
капельки.
Задачи: Познакомить детей с причиной
возникновения ветра – движение
воздушных масс; уточнить представление
детей о свойствах воздуха: горячий
поднимается вверх – он легкий, холодный
опускается вниз – он тяжелый.
Ноябрь
Задачи: познакомить детей с круговоротом
воды в природе, объяснить причину
выпадения осадков в виде дождя и снега;
расширить представление детей о значении
2 неделя
Чем можно
измерить длину?
3 неделя
«Волшебные
стеклышки»
4 неделя
«Вращение
вертушки»
воды для жизни человека; развивать
социальные навыки у детей: умение
работать в группе, договариваться,
учитывать мнение партнера, доказывать
правильность своего мнения.
Задачи: Расширить представления детей о
мерах длины: условная мерка, единица
измерения; познакомить с измерительными
приборами: линейкой, сантиметровой
лентой; развить познавательную активность
детей за счет знакомства с мерами длины в
древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец,
ярд).
Задачи: познакомить детей с приборами для
наблюдения – микроскопом, лупой,
подзорной трубой, биноклем, объяснить,
для чего они нужны человеку.
Задачи: выявить обладает ли воздух
упругостью; понять, как можно
использовать силу воздуха; устанавливать
связь между силой ветра и вращением
вертушки.
Декабрь
Задачи: Ознакомить со свойствами и
качествами песка, его происхождением;
развивать наблюдательность, смекалку.
1 неделя
«Удивительный
песок»
2 неделя
«Сухая и влажная
почва»
3 неделя
Что такое молния? Задачи: познакомить детей с понятиями
«электричество», «электрический ток»;
сформировать основы безопасного
обращения с электричеством; объяснить
причину образования молнии.
Задачи: Ознакомить со способами
определения и сравнения сухой почвы и
влажной почвы, сформировать умения
фиксировать результаты исследований.
4 неделя
1 неделя
2 неделя
Сила тяготения.
Упрямые
предметы
Испытание
магнита.
Магнитные
свойства Земли.
Компас.
Опыты с магнитом.
О «Дрожалке и
пищалке».
3 неделя
Как сделать звук
громче?
4 неделя
«Радуга в небе»
1 неделя
Твердая вода.
Почему не тонут
айсберги.
2 неделя
Откуда взялись
острова.
3 неделя
Как происходит
Задачи: дать детям представление о
существовании невидимой силы – силы
тяготения, которая притягивает предметы и
любые тела к Земле.
Задачи: познакомить детей с физическим
свойством предметов – инерцией; развивать
умение фиксировать результаты
наблюдения.
Январь
Задачи: Познакомить детей с физическим
явлением – магнитизмом, магнитом и его
особенностями; опытным путем выявить
материалы, которые могут стать
магнетическими; показать способ
изготовления самодельного компаса.
Задачи: познакомить детей с понятием
«звук», выявить причину возникновения
звука – дрожание предметов.
Задачи: обобщить представления детей о
физическом явлении – звуке: звук слышим
с помощью уха, звуки бывают высокие и
низкие, передаются с помощью звуковых
волн, можем его усилить с помощью
специальных предметов.
Задачи: познакомить детей со свойством
света превращаться в радужный спектр;
расширять представления детей о
смешении цветов, составляющих белый
цвет; упражнять в изготовлении мыльных
пузырей по схеме – алгоритму; развивать
внимание.
Ноябрь
Задачи: уточнить представления детей о
свойствах льда: прозрачный, твердый,
имеет форму, при нагревании тает и
превращается в воду; дать представление об
айсбергах, их опасности для судоходства.
Задачи: познакомить детей с понятием
«остров», причинами его образования:
движением земной коры, повышением
уровня моря.
Задачи: познакомить детей с природными
4 неделя
извержение
вулкана.
Как появляются
горы?
явлением – вулканом, причиной его
извержения.
Задачи: познакомить детей с причиной
образования гор: движением земной коры,
вулканическим происхождением гор;
научить детей самостоятельно
изготавливать соленое тесто.
Февраль
Сформировать представление о свойствах
воды испаряться; закрепить знания об
условиях, при которых вода испаряется;
формировать представление о свойствах
пара;закрепить понимание того, как
образуются облака; формировать умение
устанавливать причинно – следственные
связи между явлениями природы.
1 неделя
«То здесь пар, а то
- вода»
Чтение сказки
«Жили – были два
облачка»
Опыты с водой:
Превращение в
воду
Пар – это вода
Лед легче воды
Лед – твердая вода
2 неделя
«Где рождается
снег»
Чтение
познавательной
сказки: «Жила –
была Капелька»
Опыты со снегом:
Кто рисует на
окнах?
«Узнаем о снеге»
Чтение рассказа
«История про
снежный колобок»
Опыты со снегом:
Как уменьшить
время таяния снега.
Задачи: формировать представление об
образовании снежинок в природе;
формировать умение различать строение и
формы снежинок упавших с малых и
больших высот; формировать знания о
происхождении снежинок и инея;
формировать умение пользоваться
критериями сравнения.
«Береги нос в
большой мороз!»
Опыты со льдом
Задачи: Воспитывать стремление помочь
всем попавшим в беду в экстремальных
обстоятелствах; побуждать к
положительным поступкам; формировать
наблюдательность; формировать
представление о гололёде как явлении
природы; развивать познавательный
3 неделя
4 неделя
Задачи: формировать умения делать
выводы; формировать навыки
самостоятельного обследования признаков
снега; развивать наблюдательность;
продолжать формировать умения
устанавливать причинно – следственные
связи; развивать мотивацию желания
исследовательской деятельности.
интерес к получению новой информации;
формировать умение делать выводы.
Март
Задачи: уточнить представления детей о
значении электричества для людей;
познакомить с батарейкой – хранителем
электричества – и способом использования
лимона в качестве батарейки.
1 неделя
Почему горит
фонарик.
2 неделя
Какими бывают
камни?
Задачи: выявить, что наэлектризованные
предметы могут двигаться, что
электричество притягивает; развить
любознательность.
3 неделя
Блок
«Температура»
Задачи: Формирование представлений о
температуре окружающей среды и
собственного тела.
4 неделя
Подведение итогов
знаний детей
Диагностика детей
Итого
36 занятий
Ожидаемые результаты.
1. Использование старшими дошкольниками усвоенных способов
экспериментальных действий в различных видах деятельности.
2. Изменение качества умственной деятельности детей старшего
дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация
активности, самостоятельности и многовариативности в ее решении) .
3. Повышение уровня познавательных способностей детей.
4. Улучшение качества подготовленности детей к школьному обучению.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график.
Год
Дата
Дата
Кол-во Кол-во
Кол-во
Режим
обучения
начала
окончания учебны учебных учебных
занятий
х
занятий
занятий
дней
часов
недель
36 недель
обучения
1 раз в
1.09.2025 г. 30.06.2026 36
г.
36
36
неделю
по 1
часа
Материально-техническое обеспечение.
Организация мини-лаборатории в детском саду:
1.Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные
коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья
и т. д.).
2.Место для приборов.
3.Место для выращивания растений.
4. Место для хранения материалов (природного, бросового).
5.Место для проведения опытов.
6.Место для неструктурированных материалов (стол «песок — вода» или
емкость для воды, песка, мелких камней и т. п.).
Основное оборудование:
приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные весы,
компас, магниты, телескоп; часы песочные; глобус; микроскоп;
ноутбук;
разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и
формы;
разнообразный природный материал; утилизированный материал
(проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);
медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).
Дополнительное оборудование:
специальная одежда (халаты, фартуки);
контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
карточки-схемы проведения эксперимента;
индивидуальные дневники экспериментов;
правила работы с материалом;
индивидуальные дневники.
проектов.
Формы аттестации и контроля:
Промежуточная аттестация:
защита проектной работы в рамках мероприятий;
выполнение практических работ.
Итоговый контроль:
диагностическая работа, итоговая защита индивидуальных
Оценочные контрольно-измерительные материалы.
Диагностические методики, позволяющие определить достижение
планируемых результатов, представлены в Приложении №2.
Методическое обеспечение.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- словесный метод (устные изложения, беседы, рассказы)
- практический метод (выполнение работ по инструкциям, картам, схемам).
ъ Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- пояснительно – иллюстративные методы (восприятие детьми готовой
информации);
- репродуктивные методы (воспроизведение дошкольниками
полученных знаний
и освоенных способов деятельности);
- частично – поисковые методы (методы, предполагающие
коллективный поиск и решение поставленной задачи вместе с
педагогом);
- исследовательские методы (заключающиеся
в
осуществлении самостоятельной творческой работы детьми).
Форма организации учебного образовательного процесса:
фронтальные (одновременная работа педагога со всеми детьми);
индивидуально – фронтальные (индивидуальные и фронтальные формы
работы чередуются);
-
групповые методы (организованная работа детей в группах);
индивидуальные (индивидуальное выполнение заданий и учебных
проблем детьми).
-
1
Разнообразные сосуды из стекла, пластмассы, металла, разного объема и
формы
2
Пластмассовые трубочки
3
Пипетки,воронки,резиновые груши
4
Пластиковые тарелки, пластиковые стаканы, мерные ложки, мерные
стаканчики
5
Красители: пищевые и непищевые
6
Утилизированный материал: проволока, кусочки меха и кожи, ткани, дерева,
пробки и т.д.
7
Воздушные шары, соль, сахар
8
Увеличительное стекло (лупа), весы, песочные часы
9
Компас, магниты
10
Микроскоп
11
Фонарь, зеркало
12
Детские халаты,фартуки, салфетки, полотенца
13
Карточки - схемы проведения экспериментов
Условные обозначения: разрешающие и запрещающие знаки.
Энциклопедия «Большая книга экспериментов для школьников»
Энциклопедия «Занимательные опыты и эксперименты»
14
Батарейки, электрическая лампочка, кусочек меха, расческа
15
Глобус
Технические средства обучения
1
Мультимедийная система
2
Ноутбук
3
Монитор
4
Флешка
Календарный план воспитательной работы.
№
п/п
1
2
Название
мероприятия/события
Акция к
Международному дню
пожилых людей
«Помоги бабушке».
Изготовление с детьми
анимационных и
графических открыток
с поздравлением и
размещение их в
социальных сетях.
День отца. Краевой
выходной «Делай
вместе с папой»,
совместные занятия в
объединениях
родителей с детьми.
Форма проведения
Сроки проведения
Творческая работа
1 октября
Творческая работа
19 октября
3
4
5
6
День матери в России.
«Подарок маме».
Занятие в
объединениях.
Конкурс поделок и
открыток к Новому
году»
Международный
женский день, занятия в
объединениях/выставка
работ учащихся.
Подготовка открыток в
цифровом формате
День победы в ВОВ
Творческая работа
23-27 ноября
Творческая работа
В течение месяца
Творческая работа
4-7 марта
Викторина
6 мая
Календарный график
№п
/п
Число
Форма
занятия
Кол-во
часов
Тема занятия
Место
проведения
Форма
контроля
групповое
1
«Что такое опыт?»
Групповое
помещение
«Вода
и
свойства»
Диалог по
содержанию
занятия.
Оформление
картотеки
опытов
Оформление
картотеки
опытов
Выставка
рисунков
Оформление
книги опытов
Оформление
книги опытов
Оформление
книги опытов
Оформление
книги опытов
Оформление
книги опытов
Оформление
картотеки
опытов
Оформление
картотеки
опытов
1 неделя
2
2 неделя
25
групповое
1
3 неделя
25
групповое
1
Три состояния
воды.
4
4 неделя
25
групповое
1
5
1 неделя
25
групповое
1
Путешествие
капельки
«Воздух»
6
2 неделя
25
групповое
1
3 неделя
25
групповое
1
8
4 неделя
25
групповое
1
9
1 неделя
25
групповое
1
10
2 неделя
25
групповое
1
11
3 неделя
25
групповое
1
12
4неделя
25
групповое
1
13
1 неделя
25
групповое
1
2 неделя
25
групповое
1
Магнит и разные
материалы
Групповое
помещение
15
3 неделя
25
групповое
1
Магнит и разные
материалы
Групповое
помещение
16
4 неделя
25
групповое
1
Компас – прибор
для определения
Групповое
помещение
14
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
7
Сентябрь
1
Время
проведен
ия
занятия
25
3
Меся
ц
ее
Воздух всегда в
движении
«Сколько весит
воздух?»
«Сухой из воды»
Растения пьют
воду
Нужен ли корням
воздух?
Кабинет
педагогапсихолога
Музыкальноспортивный зал
Групповое
помещение
Групповое
помещение
Групповое
помещение
Групповое
помещение
Музыкальноспортивный зал
Групповое
помещение
Групповое
помещение
Опыт
«Установить, как
расстояние от
солнца влияет на
температуру
воздуха»
Опыт
«Сделать
радугу дома»
Групповое
помещение
«Испытание
магнита»
Групповое
помещение
Групповое
помещение
Оформление
фотовыставки
опытов
Оформление
картотеки
опытов
Оформление
картотеки
опытов
Оформление
картотеки
опытов
Фотоотчет
сторон света
«Невидимые
чернила»
Вырастить
драгоценность
Вырастить
драгоценность
«Пизанская
башня»
Групповое
помещение
Групповое
помещение
Групповое
помещение
Групповое
помещение
«Помоги
Золушке»
Групповое
помещение
1 неделя
25
групповое
1
18
2 неделя
25
групповое
1
3 неделя
25
групповое
1
20
4 неделя
25
групповое
1
21
1 неделя
25
групповое
1
22
2 неделя
25
групповое
1
«Волшебная
расческа»
Групповое
помещение
3 неделя
25
групповое
1
24
4 неделя
25
групповое
1
«Почему лампочка
светит?»
«Как увидеть
молнию?»
Групповое
помещение
Групповое
помещение
25
1 неделя
25
групповое
1
«В гостях у гнома
астронома»
26
2 неделя
25
групповое
1
Опыт «Космос в
стакане»
Кабинет
педагогапсихолога
Групповое
помещение
3 неделя
25
групповое
1
Реактивный
воздушный шарик
Групповое
помещение
4 неделя
25
групповое
1
1 неделя
25
групповое
1
Опыт «Работа в
космосе»
«Созвездия»
Музыкальноспортивный зал
Групповое
помещение
2 неделя
25
групповое
1
Опыт «Делаем
облако».
Групповое
помещение
3 неделя
25
групповое
1
Опыт «Дневные
звезды»
Групповое
помещение
32
4 неделя
25
групповое
1
Космические
загадки ученым
Групповое
помещение
33
1 неделя
25
групповое
1
Музыкальноспортивный зал
34
2 неделя
25
групповое
1
«Как Солнце по
небу
путешествует».
Опыт «День-ночь»
35
3 неделя
25
групповое
1
36
4 неделя
25
групповое
1
«Что мы знаем о
Солнце?»;
Солнечная
система»
Групповое
помещение
Музыкальноспортивный зал
27
Февраль
23
Март
19
Январь
17
28
29
Май
31
Апрель
30
Групповое
помещение
Выставка
рисунков
Выставка
кристаллов
Выставка
кристаллов
Оформление
картотеки
опытов
Оформление
картотеки
опытов
Оформление
картотеки
опытов
Фотоотчет
Оформление
картотеки
опытов
Оформление
картотеки
опытов
Оформление
картотеки
опытов
Оформление
картотеки
опытов
Фотоотчет
Оформление
картотеки
опытов
Оформление
картотеки
опытов
Оформление
картотеки
опытов
Оформление
картотеки
опытов
Выставка
рисунков
Оформление
картотеки
опытов
Выставка
рисунков
Оформление
картотеки
опытов
Приложение 2
Оценочные материалы
Мониторинг детского развития осуществляется два раза в год(декабрь. май). Оценка
индивидуального развития осуществляется с использованием метода наблюдения, беседы,
организации игровых и проблемных ситуаций.
Критерии
Практическая
готовность
к
осуществлению
исследовательской деятельности
проявляется в том, что ребенок
самостоятельно
выбирает
значимую
для
него
тему
исследования, намечает шаги
работы
по
данной
теме,
применяет
разные
методы
исследования
(работа
с
литературными
источниками,
наблюдение и т.д.), оформляет и
представляет
результат
(продукт) своей работы.
Показатели
0- низкий уровень проявления интереса к ведению
исследовательской
работы,
отсутствие
знаний
об
исследовательской деятельности, умений исследовательской
деятельности. Возможна реализация исследовательских
действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет
инициативу и
оригинальный подход в
учебном
исследовании, не высказывает идей, предложений,
предположений по работе.
1- характеризуется появлением внешних мотивов к ведению
исследования, возможностью с помощью воспитателя
находить проблему и предлагать различные варианты еѐ
решения. На начальном этапе дети способны выполнять
элементарные кратковременные исследования по аналогии с
помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний
по
организации
своей
исследовательской
работы,
некоторыми простыми исследовательскими умениями.
Проявление креативности можно расценивать как
невысокое.
2- проявляется постоянный интерес к ведению различного
рода исследований, возможность самостоятельно и
творчески подходить к выбору темы исследования, умение
ставить цель, задачи, продуктивно находить способы
решения
поставленных
задач;
высокая
доля
самостоятельности в реализации работы на всех этапах
исследования; умение оригинально представить результат
деятельности.
Мотивированность исследовател
ьской
деятельности
рассматривается, как стремление
ребенка
узнавать
новое,
совершать
определенные
действия
для
поиска
интересующих
знаний,
участвовать
в
учебном
исследовании.
Обучающийся
проявляет
познавательную
активность в процессе решения
учебных проблем, интерес к
новым темам и способам работы.
Критерий просматривается в
динамике у детей мотивов,
связанных
с
ведением
исследовательской
деятельности:
от
узких
социальных мотивов (добиться
похвалы)
к
широким
познавательным (желание найти
новое
знание,
научиться
способам
нахождения
информации).
0- низкий уровень проявления интереса к ведению
исследовательской работы, отсутствие знаний об
исследовательской
деятельности,
умений
исследовательской
деятельности.
Возможна
реализация исследовательских действий по аналогии.
Обучающийся редко проявляет инициативу и
оригинальный подход в учебном исследовании, не
высказывает идей, предложений, предположений по
работе.
1- характеризуется появлением внешних мотивов к
ведению исследования, возможностью с помощью
воспитателя находить проблему и предлагать
различные варианты еѐ решения. На начальном этапе
дети
способны
выполнять
элементарные
кратковременные исследования по аналогии с
помощью взрослых. Наблюдается владение основами
знаний по организации своей исследовательской
работы, некоторыми простыми исследовательскими
умениями.
Проявление
креативности
можно
расценивать как невысокое.
2- проявляется постоянный интерес к ведению
различного
рода
исследований,
возможность
самостоятельно и творчески подходить к выбору темы
исследования,
умение
ставить
цель,
задачи,
продуктивно находить способы решения поставленных
задач; высокая доля самостоятельности в реализации
работы на всех этапах исследования; умение
оригинально представить результат
деятельности
21
Степень
проявления самостоятельности.
Особенностью
младшего
школьного возраста является то,
что в учебно-познавательной
деятельности руководящая роль
принадлежит
педагогу
или
другим взрослым. Как правило,
предмет детского исследования
лежит
в
пределах
зоны
ближайшего развития ребенка, и
ему сложно
справиться
с
исследованием без посторонней
помощи.
Однако по мере
овладения
умениями
исследовательской деятельности
участие взрослых в его работе
сокращается, а позиция педагога
меняется от руководителя к
организатору,
помощнику,
консультанту.
0- низкий уровень проявления интереса к ведению
исследовательской работы, отсутствие знаний об
исследовательской
деятельности,
умений
исследовательской
деятельности.
Возможна
реализация исследовательских действий по аналогии.
Обучающийся редко проявляет инициативу и
оригинальный подход в учебном исследовании, не
высказывает идей, предложений, предположений по
работе.
1- характеризуется появлением внешних мотивов к
ведению исследования, возможностью с помощью
воспитателя находить проблему и предлагать
различные варианты еѐ решения. На начальном этапе
дети
способны
выполнять
элементарные
кратковременные исследования по аналогии с
помощью взрослых. Наблюдается владение основами
знаний по организации своей исследовательской
работы, некоторыми простыми исследовательскими
умениями.
Проявление
креативности
можно
расценивать как невысокое.
2- проявляется постоянный интерес к ведению
различного
рода
исследований,
возможность
самостоятельно и творчески подходить к выбору темы
исследования,
умение
ставить
цель,
задачи,
продуктивно находить способы решения поставленных
задач; высокая доля самостоятельности в реализации
работы на всех этапах исследования; умение
оригинально представить результат
деятельности
22
7. Список литературы
1. Л.В.Рыжова «Методика детского экспериментирования», Издательство
«Детство - Пресс», 2014г.
2. Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»,
Санкт – Петербург, «Детство –
Пресс»,2015г.
3. Е.В. Лосева «Развитие познавательно- исследовательской деятельности
у дошкольников», Санкт – Петербург,
«Детство – Пресс»,2013г.
4 .Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей
старшего дошкольного возраста»,
Санкт – Петербург, «Детство – Пресс»,2015г.
5. Н.В. Нищева «Опыты, эксперименты, игры», Санкт – Петербург,
«Детство –
Пресс»,2015г.
6. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старешй группе
детского сада», познавательное развитие
ТЦ «Учитель», Воронеж, 2010г.
7. Т.А.Шорыгина «Беседы о воде в природе», «Беседы о природных
явлениях и оъектах», Творческий центр «Сфера»,
Москва, 2010
9. Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов, «Познавательно – исследовательская
деятельность дошкольников», Издательство
«Мозаика - Синтез», Москва, 2014г.
10. Е.Е. Крашенинников, О.Л.Холодова, «Развитие Познавательных
способностей дошкольников»», Издательство
«Мозаика - Синтез», Москва, 2014г.
23