Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №11 «Улыбка» сельского поселения
«Село Усть – Ургал»
Верхнебуреинского муниципального
района Хабаровского края
Рассмотрено
на педагогическом
совете МБДОУ №11
протокол № 1
Утверждено
приказ № 34
от 01.07. 2025г.
от 01.07. 2025г.
Вепрева
заведующий И.В.
Дополнительная образовательная общеразвивающая
программа для детей дошкольного возраста 5-6 лет
«Театральная деятельность
для детей 4-7 лет»
срок реализации образовательной программы 1 год
Составитель:
Ефремова Г.Ф.
Педагог дополнительного образования
На основе программы:
Артемова Л.В. Театрализованные игры
дошкольников. М., Просвещение, 1991.
С. Усть – Ургал 2025г.
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДООП:
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее –
ДООП, программа) «Театральная деятельность» разработана в соответствии с
нормативными правовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. №
678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. №
629 «Об утверждении порядка
организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края
от 26.09.2019 г. № 1321 «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского
края»;
Методические рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015
г. № 09-3242);
Методические рекомендациями по формированию механизмов
обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих
формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений научнотехнологического и культурного развития страны (Письмо Минпросвещения
Российской Федерации от 29 сентября 2023 г. № АБ-3935/06);
Приказ муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад №11 «Улыбка! Верхнебуреинского муниципального
района Хабаровского края от 01.07.2025 г. №34 П «Об утверждении
Положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе, реализуемой в Хабаровском крае»;
Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад №11 «Улыбка» Верхнебуреинского муниципального
района Хабаровского края
Перечень дополнительной нормативно-правовой документации:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020г. № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой
форме реализации образовательных программ».
Направленность ДООП: художественная
Тип ДООП: одноуровневая
Уровень освоения: стартовый
Актуальность.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.
Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем
помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить
театр.
Современная педагогика из дидактической постепенно становится
развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не
только психологи, но и педагоги- практики начинают осознавать и видеть
результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в
развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала,
способностей, интересов.
В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который
помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является
средством общения. Для развития выразительной стороны речи, необходимо
создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои
эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре,
но и публично.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке
только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед
аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные
занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.
Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его
многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы
заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С
познавательным развитием тесно связано и речевое. В процессе работы над
выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний
активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его
речи, её интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее
грамматический строй.
Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка,
заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые
события.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных
навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение
или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба,
доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир
не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое
собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность
позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от
лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость,
неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные
занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной
деятельности детей дошкольного возраста 4—7 лет. Так как в нашем
учреждении 1 разновозрастная группа с 1,5 до 7 лет количество детей в
группе 5 человек поэтому программа рассчитана на детей разного возраста.
Она разработана на основе обязательного минимума содержания по
театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания и
систематизации материала описанного в литературе. Уникальность
заключается в том, что в работе кружка могут принимать участие и
родители.
Целесообразность. Расширение круга общения создает полноценную среду
развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать
полноценным членом общества. Таким образом, подобная организация
театрализованной деятельности способствует самореализации каждого
ребенка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь
как равноправные партнеры взаимодействия.
Объем и сроки усвоения ДООП, режим занятий
Реализация программы рассчитана на 1 год (с 1 сентября по 31 мая).
Количество занятий в год - 72.
Продолжительность занятий.
Дата проведения: вторник, четверг.
Длительность: 30 минут.
Форма организации: групповая.
1.2. Цель: развитие личности ребенка посредством театрализованной
деятельности.
Задачи:
1.Дать знания основ актерского мастерства
2.Развивать интерес к сценическому искусству.
3.Воспитывать культуру поведения в театре.
1.3.Учебно-тематический план
Учебный план
№п Название раздела, блока,
Количество часов
\п
модуля
всего
1
2
3
4
5
8
9
8
9
теория
Театральная игра.
14
4
Культура техники речи.
14
7
Ритмопластика.
14
4
Основы театральной азбуки. 3
1
Основы кукловождения.
1
0,5
Сказка «Пых».
6
1
Сказка «Под грибом»
6
1
Сказка «Цветик
6
1
семицветик»
Сказка «Дырки в сыре»
8
2
72
21,5
Итого:
Учебных недель - 36
Формы
аттестации
Практика
10
Итоговая
диагностик
7
а
10
2
0,5
5
5
5
6
50,5
Содержание программы.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по
разделам.
1. Музыка, где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное
состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают
музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание,
дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его
образ.
2. Художественное творчество, где дети знакомятся с репродукциями картин,
иллюстрациями, близкими по содержанию к сюжету спектакля, учатся
рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его
персонажей.
3. Коммуникация, на которых у детей развивается четкая, ясная дикция,
ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием
скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. Чтение художественной литературы, где дети знакомятся с литературными
произведениями, которые лягут в основу предстоящей театрализованной
деятельности.
5. Познание, где дети знакомятся с явлениями общественной жизни,
предметами ближайшего окружения.
Занятия с детьми
№П/
П
1
Тема
Цель
Наш любимый зал опять
очень рад ребят
встречать!
Создание условий для привлечения детей
к беседе о роли театральной деятельности
в жизни человека; знакомство с новыми
детьми.
Создание условий для развития
внимания, наблюдательности,
воображение детей
Создание условий для развития
внимания, память, образное мышление
детей.
Создание условий для развития речи,
отгадывание загадок, имитационные
упражнения.
Создание условий для развития
правильного речевого дыхания;
совершенствовать двигательные
способности, пластическую
выразительность.
Создание условий для формирования
умения внимательно слушать сказки
белоруской народной сказки «Пых»;
Создать условия для обсуждения сказки
по содержанию, мимические этюды;
игровое упражнение «сказочные герои
Создание условий для развития детей в
умении выполнять действия с
воображаемыми предметами, умения
действовать согласовано.
Создание условий для формирования
грамотической речь, совершенствовать
2
Изменю себя, друзья.
Догадайтесь кто же я?
3
Пойми меня.
4
Волшебная шкатулка.
5
Игры с бабушкой
Забавой.
6
Колобок наш удалой,
колобок не тот – другой!
7
Импровизация сказки
«Пых».
8- 11
Репетиция сказки «Пых
12
Этот колобок – хитрый
маленький зверек!
13
Колобок – колючий бок
14
15
Играем спектакль
«Пых»..
Раз, два, три четыре,
пять – вы хотите
поиграть?
17
Играем пальчиками.
18
Вот так гриб – великан,
всем хватило места там!
19
Импровизация сказки
«Под грибом
20-24
Репетиция сказки «Под
грибом
25
Сильный дождик
припустил, всех зверят
он намочил!
26
Каждый хочет
спрятаться под
маленьким грибком.
умение создавать образы с помощью
мимики и жестов.
Создание условий для выполнения этюдов
на выразительность движений; этюды на
выражение основных эмоций
Создание условий для развития
внимания, память, дыхание; воспитывать
доброжелательность и контактность в
отношениях со сверстниками.
Итоговое
Создание условий для развития фантазии,
творчества; формировать умение
проявлять свою индивидуальность и
неповторимость; активизировать в речи
детей понятий «мимика», «жест».
Создание условий для формирования
детей в характерной передаче образов
движениями рук, пальцев; игровые
упражнения «пальчиковая гимнастика»;
повторение и закрепление понятия
«пантомима».
Создание условий для формирования
умения внимательно слушать и понимать
сказки В. Сутеева «Под грибом»;
Привлечь детей к обсуждению по
содержанию, мимических этюдов; развить
имитационные упражнения «дождик
начинается», «спрячемся от дождика».
Создание условий для развития у детей
производить действия с воображаемыми
предметами, умения действовать
согласовано.
Создание условий для формирования,
грамматической речи, совершенствовать
умение создавать образы с помощью
мимики и жестов.
Создание условий для формирования
детей производить этюды на
выразительность движений; этюды на
выражение основных эмоций.
Создание условий для развития внимания,
памяти, дыхания; воспитывать
доброжелательность и контактность в
27
28-29
Играем спектакль «Под
грибом».
Воображаемое
путешествие.
30
Раз, два, три, четыре,
пять – стихи мы будем
сочинять
31
Веселые стихи читаем и
слово – рифму
добавляем.
Кто в сыре сделал
столько дыр?
32
33
Импровизация
стихотворения «Дырки в
сыре»
34-37
Репетиция сказки
«Дырки в сыре».
38
Ну, кто решит простой
вопрос?
39
Вместе все собрались и
чуть не поругались
40
41
Играем спектакль
«Дырки в сыре».
Игровой урок.
42
Эмоции.
отношениях со сверстниками.
Итоговое
Создание условий для развития
воображения, фантазии, память; развивать
умение общаться в предполагаемых
обстоятельствах.
Создание условий для формирования
дикции; разучивание новых скороговорок;
введение понятия «рифма», упражнять в
придумывании рифмы к словам
Создание условий для положительного
эмоционального настроя; упражнять детей
в подборе рифм к словам.
Создание условий для формирования
детей внимательно слушать понимать
прочитанное стихотворения Яна Бжехва
«Дырки в сыре»; беседа по содержанию,
мимические этюды; игровое упражнение
«на дворе».
Создание условий для развития детей
действовать с воображаемыми
предметами, умения действовать
согласовано.
Создание условий для формирования
четкой, грамотной речи,
совершенствовать формировать умение
создавать образы с помощью мимики и
жестов.
Создание условий для воспроизведения
этюдов на выразительность движений;
этюды на выражение основных эмоций.
Создание условий для развития внимания,
памяти, дыхания; воспитывать
доброжелательность и контактность в
отношениях со сверстниками.
Итоговое.
Создание условий для развития
выразительности жестов, мимики, голоса;
пополнение словарного запаса детей,
разучивание новых скороговорок и
пальчиковой гимнастики.
Создание условий для формирования
43
Сочиняем новую сказку.
44
Сказку сами сочиняем, а
потом в нее играем.
45
Учимся говорить по разному.
46-47
Учимся четко говорить
48-50
Лети, лети лепесток
51
Цветик – семицветик,
сказочный цветок
52-53
Все слова запомню,
желание исполню.
54
Театрализованная игра
«В саду волшебницы»
55
Всех ворон пересчитала
и баранки потеряла.
детей распознавать эмоциональные
состояния (радость, удивление, страх,
злость) по мимике.
Создание условий для развития у детей
творческого воображение; формировать у
детей последовательно излагать мысли по
ходу сюжета, совершенствовать навыки
групповой работы.
Создание условий для формирования
самостоятельности и развивать умение
согласованно действовать выразительно
передавать характерные особенности
сказочных героев в коллективе.
Обратить внимание детей на
интонационную выразительность речи;
упражнять в проговаривании фраз с
различной интонацией; развивать
коммуникативные способности
Создание условий для формирования у
детей дикции с помощью скороговорок и
игровых упражнений «земляничка»,
«скажите, букашка», «заяц и зайчиха».
Создание условий для развития
воображения и фантазии; тренировать
пластическую выразительность;
продолжать создавать образы с помощью
выразительных движений.
Создание условий для формирования
умения внимательно слушать понимать
прочитаные сказки В. Катаева «Цветик –
семицветик»; беседа по содержанию.
Создание условий для этюдов
формировать у детей выразительность
движений; этюды на выражение основных
эмоций; формировать четкую, грамотную
речь.
Создание условий для развития
воображения и фантазии; тренировать
пластическую выразительность;
продолжать создавать образы с помощью
выразительных движений.
Создание условий для этюдов на
выразительность движений; этюды на
выражение основных эмоций;
56-57
Театрализованная игра
«На северном полюсе».
58-59
Импровизация «Магазин
игрушек».
60
Последний лепесток
остался. Что же
пожелать?
61
Друг всегда придет на
помощь.
62-67
Репетиция сказки
«Цветик - семицветик».
68
Играем спектакль
«Цветик - семицветик».
Волшебное путешествие
по сказкам
Театрализованная игра
«Ярмарка»
69-70
71
72
формировать четкую, грамотную речь.
Создание условий для развития
воображения и фантазии; продолжать
создавать образы с помощью
выразительных движений; выразительно
передавать характерные особенности
сказочных героев.
Создание условий для формирования
детей действовать с воображаемыми
предметами, умения действовать
согласовано.
Создание условий для беседы о доброте и
добрых поступках; развивать умение
детей последовательно и выразительно
пересказывать сказку.
Воспитывать у детей доброжелательность
и контактность в отношениях со
сверстниками.
Создание условий для развития
самостоятельности и умения согласованно
действовать; выразительно передавать
характерные особенности сказочных
героев; формировать четкую, грамотную
речь, совершенствовать умение создавать
образы с помощью мимики и жестов.
Итоговое.
этюды на выразительность движений;
этюды на выражение основных эмоций.
Тренировать дикцию, расширять диапазон
голоса и уровень громкости,
совершенствовать элементы актерского
мастерства.
Игровая программа «Это Создание условий для закрепления
вы можете!»
пройденного материала; дать детям
возможность проявить инициативу и
самостоятельность в выборе и показе
отрывков из поставленных ранее
спектаклей.
72 часа.
Календарный план воспитательной работы.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Название
мероприятия/события
Акция к
Международному дню
пожилых людей
«Помоги бабушке».
Изготовление с детьми
анимационных и
графических открыток
с поздравлением и
размещение их в
социальных сетях.
День отца. Краевой
выходной «Делай
вместе с папой»,
совместные занятия в
объединениях
родителей с детьми.
День матери в России.
«Подарок маме».
Занятие в
объединениях.
Конкурс поделок и
открыток к Новому
году»
Международный
женский день, занятия в
объединениях/выставка
работ учащихся.
Подготовка открыток в
цифровом формате
День победы в ВОВ
Форма проведения
Сроки проведения
Творческая работа
1 октября
Творческая работа
19 октября
Творческая работа
23-27 ноября
Творческая работа
В течение месяца
Творческая работа
4-7 марта
Викторина
6 мая
Методы и приемы обучения:
Методы:
- беседа;
- разыгрывание сказок, сценок;
- драматизации сказок;
- ролевые диалоги по иллюстрациям;
- имитационные этюды;
- этюды на выразительность передачи образа;
- этюды на выражение основных эмоций;
- пантомимические этюды и игры;
- упражнения на выразительность движений и мимики;
- упражнения на интонационную выразительность;
- игровые упражнения;
- отгадывание загадок;
- рассматривание картинок по сказкам;
- проблемные ситуации;
- подвижные игры;
- танцы;
- слушание музыкальных фрагментов;
- самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай,
интересное событие и др.).
Занятия в основном строятся по единой схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и
каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий
потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной
деятельности.
Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует
такая организация театрализованной деятельности детей, кода каждый
ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого
необходимо использовать разнообразные приемы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую
карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание ролей в парах.
Материально техническое обеспечение
-Учебные столы;
-Доска (с возможностью магнитного крепления);
-Ширма, настольный театр, кукольный ( перчаточный) театр, маски,
костюмы.
-Технические средства обучения – компьютер, телевизор, интерактивная
доска, мультимедиа проектор, магнитофон.
-Дидактический материал.
-Журналы, плакаты, картины, фотографии, иллюстрации к сказкам
-Используемый материал.В работе с детьми используются Ширма,
настольный театр, кукольный ( перчаточный) театр, маски, костюмы, и т.д. А
также дополнительные материалы: бумага, ткань, бросовый материал
1.5.Планируемые результаты
• Умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или
последовательно.
• Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
• Запоминают заданные позы.
• Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
• Знают 5–8 артикуляционных упражнений.
• Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не
прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно.
• Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
• Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными
интонациями.
• Умеют выразительно прочитать диалогический стихотворный текст,
правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
• Умеют составлять предложения с заданными словами.
• Умеют сочинять этюды по сказкам.
• Умеют строить простейший диалог
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ:
2.1.Условия реализации программы:
- создание предметно пространственной развивающей среды;
- единство социально – эмоционального и когнитивного развития;
- насыщение театрализованной деятельности интересным и эмоционально –
значимым для детей содержанием;
- последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и
невербальными средствами выразительности;
- наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
- совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и
родителей).
2.2 Формы усвоения программы:
Формы подведения итогов: драматизации сказок, стихов; выступления перед
детьми других групп, родителями, сотрудниками детского сада; участие в
конкурсах по театрализованной деятельности.
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками
делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного
действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в
процессе создания спектакля.
2.3 Оценочные материалы
Механизм оценки получаемых результатов
Акцент
в
организации
театрализованной
деятельности
с
дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации
театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой
деятельности в процессе создания спектакля.
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к
театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет
различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать
театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью;
использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной
деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного
произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные
характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на
основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного
произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных
героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного
изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и
второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы
сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и
инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах
героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных
состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу,
движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но
использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в
работе над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в
работе над спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками
кукловождения.
5.Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность
действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над
спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность
действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех
этапах работы над спектаклем.
Так как Рабочая программа является развивающей, то достигнутые
успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих
мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для
показа другим группам, родителям.
Ожидаемый результат:
1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в
области театрального искусства.
2. Использование необходимых актерских навыков: свободно
взаимодействовать
с
партнером,
действовать
в
предлагаемых
обстоятельствах,
импровизировать,
сосредоточивать
внимание,
эмоциональную память, общаться со зрителем.
3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и
сценической речи.
4. Использование практических навыков при работе над внешним
обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.
5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с
искусством театра, литературой.
6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе
над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.
7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них
участников кружка в самом различном качестве.
Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности
Высокий уровень (18-21 баллов).
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и
театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного
произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.
Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные
состояния,
самостоятельно
находит
выразительные
средства
перевоплощения.
Владеет
интонационно-образной
и
языковой
выразительностью художественной речи и применяет в различных видах
художественно-творческой деятельности.
Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает
музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно
поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой
деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень (11-17 баллов).
Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и
театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра
и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.
Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты,
сравнения и образные выражения.
Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их
продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.
Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции
воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может
применять их в свободной творческой деятельности.
С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к
персонажам и единицам сюжета.
Проявляет активность и согласованность действий с партнерами.
Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (7-10 баллов).
Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только
как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.
Знает правила поведения в театре.
Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы
сюжета.
Пересказывает произведение только с помощью руководителя.
Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может
их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.
Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет
инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.
Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.
Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью
руководителя.
Диагностика уровней умений и навыков дошкольников по театрализованной
деятельности проводится на основе творческих заданий.
Творческое задание № 1
Разыгрывание сказки «Под грибом»
Цель: Создание условий для разыгрывания сказки, используя на выбор
настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.
Задачи: Создать условия для формирования основной идеи сказки,
сопереживать героям.
Формировать у детей передать различные эмоциональные состояния и
характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную
речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные
композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные
характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои
действия с партнерами.
Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на
фланелеграфе.
Ход проведения.
1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого
изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк».
Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и
просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого
героя; от имени его партнера.
2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке»
спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает
поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на
фланелеграфе.
Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и
объясняют, как эти куклы действуют.)
3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится
жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку,
используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры.
4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета
сказки и подготовке спектакля.
5. Показ сказки зрителям.
Творческое задание № 2
Создание спектакля по сказке «Пых»
Цель: Создание условий для изготовления персонажей, декорации,
подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.
Задачи: Создать условия для понимания сказки и выделять единицы
сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать.
Давать характеристики главных и второстепенных героев.
Формировать у детей рисовать эскизы персонажей, декораций,
создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное
сопровождение к спектаклю.
Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев,
используя образные выражения и интонационно-образную речь.
Проявлять активность в деятельности.
Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага,
клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.
Ход проведения.
1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему.
Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все
артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам.
Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр
самим и показать сказку малышам.
2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание
сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и
предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет
потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и
петуха.
3. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам
интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное
сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
4. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей,
декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и
подготовке спектакля.
5. Показ спектакля малышам.
Творческое задание № 3
Сочинение сценария и разыгрывание сказки
Цель: Создание условий для импровизации знакомых сказок,
подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать
декорации, костюмы, разыграть сказку.
Задачи: Создать условия для побуждения детей к импровизации на
темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет,
пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные
образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную
речь, песню, танец.
Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски
при разыгрывании сказки.
Проявлять согласованность своих действий с партнерами.
Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и
шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями,
маски, костюмы, атрибуты, декорации.
Ход проведения.
1. Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут
гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень
захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало,
давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
2. Руководитель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок
«Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя).
Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает
собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети
сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка,
кульминация, развязка).
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать
историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия
берется за основу.
3. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
4. Показ спектакля гостям.
2.4. Методические материалы.
Приложение . Сказки.
Цветик-семицветик
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Взрослые: Фея
Дети:
Женя
Собака
Вороны – 3девочки+3мальчика
Лепестки – 7девочек
Мальчики во дворе – 4человека
Белые медведи – 4мальчика
Девочки с колясками – 2человека
Мальчик с книгой
ОБОРУДОВАНИЕ:
Связка баранок
Зонтик для Феи
Лавочка
Цветик-семицветик с отрывающимися лепестками
Стол
Ваза – 2шт.
Рюкзаки – 4шт.
Модули для корабля – 4шт.
Канат
Белое полотно 3м. – 2шт.
Куклы – 7шт.
Шарф, варежки
Детские коляски – 2шт.
Книга
Гелевые шары (по количеству участников)
Выходит Фея с зонтиком, прогуливается по сцене под музыку.
Фея.
Добрая сказка с хорошим концом.
Долго гуляла она под окном.
Ходила, вздыхая, просилась к нам в дом,
Хотела согреться от холода в нём.
Мы сказку впустили.
«Не бойся, входи!»
Мы дверь отворили:
«Садись, отдохни!»
И сказка заполнила комнату снами,
И светом волшебным, и чудесами.
Полетели вороны
Вышла девочка «Женя»
Женя.
Ой, сколько ворон со всех сторон!
Их определённо не меньше миллиона!
Вот я посчитаю….
Одна ворона на перилах балкона – раз,
Ворона вторая на крыше сарая – два,
Ещё одна на крыше,
только чуточку повыше – три.
Ой, улетели к причалу.
Начну считать сначала.
Одна, две, три, четыре, пять, шесть Ну вот, теперь все здесь.
В это время появляется собака, за Женей прячется, нюхает баранки, вороны
улетают, собака вырывает связку с баранками и бегает по залу, Женя
пытается её поймать.
Женя. Отдай, это мои баранки.
Собака убегает, Женя плачет. Выходит Фея с цветком
Фея.
Слёзы капают зачем?
Ведь такой чудесный день.
Ну, скорее улыбнись,
Своим горем поделись.
Женя.
Мама отправила в магазин меня,
Там для всех баранки покупала я.
С тмином – для папы, с маком – для мамы,
А я баранки с сахаром люблю,
Маленькой розовой брата угощу.
Только нет баранок больше у меня,
И на этой улице заблудилась я.
Фея.
Не плачь, тебе я помогу.
Растёт цветок в моём саду,
Он волшебный, не простой,
Не найдёшь другой такой,
Отдаёт цветик-семицветик.
Женя изображает радость.
Под музыку летят лепестки, кружась. Останавливаются.
Лепесток 1.
Его не встретишь на поляне,
Не найдёшь в лесу.
Не растёт он за оградой
в городском саду.
Лепесток 2.
Распустился утром в сказочной стране
Он подарит чудо и тебе, и мне.
Лепесток 3.
Цветик-семицветик –
Сказочный цветок
Искупался в радуге каждый лепесток.
Лепесток 4.
Семь цветов по капельке
Краски нам подарят.
И как солнечные зайчики
засияют чудесами.
Лепесток 5.
Семь цветов у радуги,
Семь их у цветка.
Семь желаний разных
Загадать должна.
Лепесток 6.
Лепесток подхватит
Ветер в небеса.
Только надо помнить
Волшебные слова.
Лепесток7.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли Быть по-моему вели.
Фея отдаёт Жене цветок и все за ней улетают, кружась.
Женя.
Ну, попробую.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли Быть по-моему вели.
(отрывает жёлтый лепесток)
Вели, чтобы я была дома с баранками.
Под музыку летят лепестки, кружась. Останавливается один с баранками,
остальные улетают.
Лепесток 1(жёлтый).
Ветер-ветерок лети,
Меня с собою унеси.
Все слова запомню,
Желание исполню.
(Вешает на шею связку с баранками, улетает)
Женя.
Замечательный цветок,
Вот спасибо, что помог.
Я тебя за это в вазочку поставлю,
Самую красивую, мамину достану.
Подходит к столу, берёт вазу и роняет на пол. Раздаётся звук бьющегося
стекла. Женя хватается за голову, испугавшись. Звучит голос мамы: «Женя,
ты опять что-то разбила? Наверное, мою любимую вазочку?»
Женя.
Нет, мамочка, я ничего не разбила.
Женя выходит на середину.
Женя.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли Быть по-моему вели.
(отрывает красный лепесток)
Вели, чтобы вазочка была цела.
Под музыку летят лепестки, кружась. Останавливается красный с вазой.
Лепесток 2(красный).
Ветер-ветерок лети,
Меня с собою унеси.
Все слова запомню,
Желание исполню.
(Отдаёт вазу, улетает)
Женя.
Вот повезло! (ставит вазу на место)
Мама, я пойду во двор погуляю.
Убегает поскоками.
Под музыку выходят мальчики с рюкзаками, шапками.
Мальчик 1.
Раз, два, три, четыре, пять
Всё готово, можно отплывать.
Мальчик 2.
Эй, ребята, веселей,
Сил на сборы не жалей.
Там на севере мороз,
Отморозишь руки, нос.
Там сверкают на небе огни,
Светом волшебным светят они.
Сиянием северным люди зовут,
Словно в чудесной сказке живут.
Мальчик 3.
Мы ребята смелее смелого,
Мы не боимся ветра северного.
Мы отважные полярники,
Оденем шубы, шапки, валенки.
Мальчик 4.
Всё готово, карту взять.
Всё хотим на свете знать.
Капитан, поднять якоря,
Нас ждут далёкие моря.
Мальчик 1.
Уже готовы, капитан, полундра!
Всех свистать наверх. Уходим в тихий океан.
Оглядим морской прибой
мы подзорною трубой (смотрит в бинокль)
Слева море, справа море,
Волны плещут на просторе.
Ой, я, кажется, вдали вижу краешек земли.
Все.
Ура! Ура! Земля! Земля!
Выбегает Женя.
Женя.
Мальчики, можно с вами поиграть?
Мальчик 1.
Мы девчонок в игру не принимаем.
Под музыку строем уходят.
Женя.
На полюсе без вас смогу я побывать,
Только он будет настоящим,
Мне некогда играть.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли Быть по-моему вели.
(отрывает синий лепесток)
Вели, чтобы я оказалась на северном полюсе.
Под музыку летят лепестки, кружась. Останавливается синий.
Лепесток 3 (синий).
Ветер-ветерок лети,
Меня с собою унеси.
Все слова запомню,
Желание исполню.
Звучит музыка вьюги, Женя съёживается от холода.
Женя.
Ой, как холодно мне стало,
Ведь на полюс я попала.
Под музыку выходят белые медведи.
Медведь 1.
Мы ребята-медвежата,
Мы на севере живём.
Мы мороженое любим,
Целый день его жуём.
Медведь 2.
Белый снег нас не пугает.
Тут и холод, зимний час.
Потому что согревают
Шубки беленькие нас.
Медведь 3.
Это что ещё за чудо,
И взялось оно откуда?
Женя.
Ну и холод тут какой,
Я сейчас замёрзну,
Я хочу домой.
Медведи одевают шарф, варежки на Женю. Убегают.
Женя.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли Быть по-моему вели.
(отрывает зелёный лепесток)
Вели, чтобы я оказалась дома.
Под музыку летят лепестки, кружась. Останавливается зелёный.
Лепесток 4 (зелёный).
Ветер-ветерок лети,
Меня с собою унеси.
Все слова запомню,
Желание исполню.
Под музыку выходят мальчики с рюкзаками, шапками.
Мальчик 1.
Ну и где же твой северный полюс?
Женя.
Я только что оттуда.
Вот смотрите: шапка, шарф, варежки.
Это всё мне белые медведи подарили.
Мальчик 1.
Так мы тебе и поверили.
Уходят. Выходят девочки с колясками. Женя за ними ходит хвостом.
Девочка с коляской 1.
Как вас зовут?
Девочка с коляской 2.
Нас зовут Маша. А вашего?
Девочка с коляской 1.
Моего зовут Миша. А сколько вам лет?
Девочка с коляской 2.
Мой пока ещё спит, но скоро уже в школу пойдёт.
Девочка с коляской 1.
Да, сколько дел, сколько забот…
Своей кукле каждый час
Я твержу по двадцать раз:
«Что за воспитание? Просто наказание.
Девочка с коляской 2.
Прошу куклу танцевать,
Кукла лезет под кровать.
Что за воспитание, просто наказание.
Девочка с коляской 1.
Как намучалась я с ней,
Всё не так, как у людей!
Что за воспитание, просто наказание.
Женя.
Девочки, можно с вами поиграть?
Девочка с коляской 2.
А у тебя кукла есть?
Женя.
Нет.
Девочка с коляской 1.
А коляска?
Женя.
Нет.
Девочка с коляской 2.
А бутылочка с соской?
Женя.
Нет.
Вместе.
Тогда нельзя! (уходят)
Женя.
Подумаешь, ну и не надо!
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли Быть по-моему вели.
Вели, чтобы все игрушки были мои.
(отрывает оранжевый лепесток)
Под музыку летят лепестки с игрушками, кружась. Останавливаются,
кладут игрушки около Жени.
Лепесток 5 (оранжевый).
Ветер-ветерок лети,
Меня с собою унеси.
Все слова запомню,
Желание исполню.
Отдаёт куклу в руки Жене, улетает.
Женя.
Ой, хватит, хватит, мне столько не нужно. И с кем я буду играть?
Нет, я так не хочу.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли Быть по-моему вели.
Вели,чтобы игрушки убирались обратно.
(отрывает фиолетовый лепесток)
Под музыку летят лепестки, кружась. Останавливаются.
Лепесток 6.
Ветер-ветерок лети,
Меня с собою унеси.
Все слова запомню,
Желание исполню.
Забирают игрушки и улетают.
Женя.
Шесть желаний загадала,
А ведь так мне много хочется…
И ведь я не ожидала,
Что он так быстро кончится.
Лепесток один остался,
Что бы пожелать?
Я не буду торопиться, надо подождать.
Ходит, думает.
Пожелаю себе мороженое…
Нет, его съешь и ничего не останется.
Тогда пирожное…
Нет, его тоже съешь и ничего не останется.
Подходит к мальчику, который сидит, читает книгу.
Женя.
Что сидишь, скучаешь?
Давай со мной играть.
Будем вместе бегать, друг друга догонять.
Забирает у него книгу и убегает.
Мальчик (кричит).
Отдай, отдай книгу!
Женя.
Сначала догони (убегает)
Мальчик (кричит).
Отдай, отдай книгу!
Женя.
Не отдам, догони (бегает, потом подходит к мальчику)
Почему ты не хочешь со мной играть?
Мальчик.
Я не могу с тобой играть,
Прыгать, бегать и скакать.
У меня болит нога,
Говорят, что навсегда…
Женя.
Я поняла, поняла. Полечим.
У меня ещё один лепесток остался,
Вот смотри.
(отдаёт книгу)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли Быть по-моему вели.
(отрывает голубой лепесток)
Вели, чтобы мальчик был здоров.
Под музыку летят лепестки, кружась. Останавливаются.
Лепесток 7.
Ветер-ветерок лети,
Меня с собою унеси.
Все слова запомню,
Желание исполню.
Подходит к мальчику, берёт за руку и подводит к Жене.
Мальчик.
Я теперь могу играть,
прыгать, бегать и скакать.
Вместе можем веселиться,
В танце весело кружиться.
За руки кружатся.
Женя.
Давай в салки?
Мальчик.
Нет, лучше в жмурки.
Женя.
В прятки.
Мальчик.
В догонялки.
Женя убегает, мальчик догоняет.
В это время выходит Фея и лепестки.
Фея.
Молодец,
последний лепесток ты потратила не на себя.
Ты совершила чудо.
Поэтому цветик-семицветик снова с нами.
Это сказочный мир, где живут чудеса.
Только нужно и важно в них верить.
Здесь всегда друзья тебя будут встречать,
Распахнутся все двери.
Мальчик.
Мой мир такой, и твой такой.
Что если очень захотеть,
можно в сказку улететь.
А если вдруг беда придёт,
Тебе протянет руку друг.
И чудо вдруг произойдёт,
Ведь все волшебники вокруг.
Заключительная песня про цветик-семицветик. Дети выполняют
перестроения. Отпускают гелевые шарики. Поклон.
Сценарий сказки «Пых-пых» для детей старшей группы
Декорации: плоскостные овощи из фанеры или картона (горох, лук,
картошка, морковь, капуста, репа) ; дом деда и бабки; пенек и карзина с
грибами для внучки; лейка.
Роли:
1. Дед.
2. Бабка.
3. Внучка.
4. Ежик Пых-пых.
5. Овощи (горох, лук, картошка, морковь, капуста, репа) .
6. Ведущая (сказочница — воспитатель) .
(Перед закрытым занавесом поставить плоскотные овощи. За репку
посадить ребенка, так, чтобы зритель его не видел. Дети-персонажи в
шапочках овощей стоят за кулисами. Звучит вступление. Занавес
открывается. Овощи выходят с разных сторон из-за кулис танцуют.)
Ведущий: Жили-были бабушка, дедушка и внучка Аленка. И был у них
огород. Росли в огороде капуста, свекла, морковка и репка желтенькая.
Захотнлось деду репку покушать, вышел он в огород, а в огороде жарко,
тихо, только пчелки жужжат, комарики звенят. Прошел грядку со
свеклой, прошел грядку с капустой, прошел грядку с морковкой. А вот и
репка растет. Только наклонился чтобы репку вытащить, а с грядки
кто-то как зашипит на него:
Ёжик: «Пшшш-ыххх», «Пшшш-ыххх»
Овощи:(говорят, пока дед убегает)
Дед пустился на утек,
Скорей бабушку зовет!
Дед: Бабка! Бабка!
Бабка:(выглядывает из окна дома)
Что случилось? Кто зовёт? (выходит из дома.)
Дед: Ты пойдика в огород! Там на грядке, рядом с репкой, страшно
чудище живет. Под листочком сидит и рычит, и пыхтит. Вот с такими
вот глазами, вот с такими вот ушами, вот с такой вот бородой!
Бабка: Да полно, дед! Я сама пойду и репку принесу.
Ведущий: И пошла бабка в огород, прошла грядку со свеклой, прошла
грядку с морковкой, прошла грядку с капустой. А вот и репка растет.
Только наклонилась бабка чтоб репку вытащить, а с грядке кто-то как
зашипит на неё:
Ёжик: «Пшшш-ыххх», «Пшшш-ыххх».
Овощи:(говорят пока бабка убегает)
Ой, беда, беда, беда!
Надо внучку звать сюда.
Бабка: Ой, дедка, твоя правда! Кто-то там под кустом сидит, страшный
такой и пыхтит. Еле-еле ноги унесла.
Аленка: Я принесу репку!
Ведущий: Пошла Аленка в огород. Шла-шла и пришла к тому месту где
репка растет. И только наклонилась она, чтоб репку вытащить, а с
грядке как зашипит кто-то:
Ёжик: «Пшшш-ыххх», «Пшшш-ыххх»
Аленка: Ах ты ёжик, ах ты колючий! Это ты дедушку с бабушкой
напугал, это ты их домой прогнал? (Аленка берет и обнимает ёжика,
гладит его)
Ёжик:(вытянув кверху острую мордашку.)
«Пшшш-ыххх», «Пшшш-ыххх»
Ведущий: Потянула Аленка репку раз, потянула другой, третий и
вытащила репку. Да такую большую, круглую да желтенькую. Взяла
Аленка репку, ёжика и пошла домой. А навстречу ей бабка с дедкой
вышли. И спрашивают:
Дед, бабка: А где-же репка?
Аленка: А вот вам репка!
Бабка: А как-же зверь страшный? Не испугалась ты его?
Аленка: Нет, нет, вот этот зверь страшный.
Ведущий: Засмеялись дед, с бабкой, и говорят:
Дед, бабка: Ну и внучка, ну молодец Аленка!
(Все участники сказки, берутся за руки выходят на середину сцены и
кланятся.)
ИГРА ДРАМАТИЗАЦИЯ СКАЗКИ « ГРИБОК-ТЕРЕМОК»
Задачи:
- вызывать интерес к сказке;
- развивать умение переживать и сопереживать героям;
- учить отличать добро от зла;
- воспитывать желание положительного разрешения ситуации;
- воспитывать выразительность речи и умение изменять тембр голоса, с
помощью которого выражать настроения героев и их отношение друг к
другу;
- развивать наблюдательность и умение подражать движениям зверей и
насекомых;
- работать над совершенствованием фразовой речи:
- умение вести диалог: слушать друг друга; вступать в диалог поочерёдно,
Предварительная работа:
- чтение сказки «Под Грибом» В. Сутеева;
- показ мультфильма «Грибок-Теремок»;
- обсуждение сказки, беседа с детьми на тему: «Чему учит сказка?»;
- распределение ролей, разучивание и проведение эмоциональной
гимнастики, основанной на упражнении детей в изображении чувств героев
сказки с помощью мимики, жестов, движений, собственной речи;
- разучивание ролей: умение говорить чётко, ритмично, договаривая
окончания слов;
- развивать память со всеми детьми;
- воспитывать умение в любой момент выручить или заменить товарища;
- подготовка атрибутов;
Оборудование:
- зонт,
- маски животных,
- магнитофон,
- фонограммы.
Действующие лица:
- Ведущая,
- Муравей,
-Бабочка,
- Мышка,
- Воробей,
- Заяц,
-Лиса,
- Лягушка.
Ход сказки
Звучит музыка. Выходит ведущая.
Ведущая. Рассказать хочу вам сказку.
Слушайте внимательно.
Будет занимательно.
Осенний лес стоял понурый,
Тропинку листьями стелил,
Денёк был сумрачный и хмурый,
Печальный дождик слёзы лил.
(По середине стоит гриб)
Ведущая. Шёл по дорожке Муравей,
Устал, до ниточки промок,
И вдруг он, к радости своей
Увидел маленький грибок.
Муравей. Я ни когда не был растяпой,
Тихонько спрячусь я под шляпой.
Ведущая. Сидит под грибом и зевает,
Спокойно дождь пережидает.
Вдруг видит, – бабочка летит
Укрыться от дождя спешит.
♫ Вылетает Бабочка.
Бабочка. – Ах, дорогой мой, Муравей!
Пусти под гриб меня скорей.
Я так промокла и устала,
Мне места нужно очень мало.
Муравей. Ну и где же нам тут разместиться?
Ну ладно, проходи, сестрица.
Ведущая. Наш Муравей был очень мил,
И бабочку под гриб пустил.
♫ Выбегает Мышка.
Ведущая. И к грибу подбежала Мышка,
Совсем вся вымокла малышка,
Пищит и просит Муравья.
Мышка. Боюсь, что простудилась я,
Наверно, подхватила грипп!
Пустите, бедную, под гриб.
Ведущая. Наш Муравей сказал в ответ.
Муравей. Куда пустить? Здесь места нет.
Но что б с тобой беды не вышло,
Иди скорее греться, Мышка!
♫ Скачет промокший Воробей.
Воробей. Ах, милый друг мой, Муравей
Ты воробьишку пожалей.
Никак я не могу лететь,
Позволь мне крылышки согреть.
Дай мне обсохнуть, отдохнуть,
Что б мог на ветку я вспорхнуть.
Муравей. Куда же нам тебя девать?
Не под дождём же оставлять.
Иди-ка к нам сюда смелей –
Всем вместе будет веселей.
♫ Бежит Зайчик. Он напуган, дрожит от страха.
Заяц. Пустите, братцы, помогите!
От злой Лисы уберегите.
Боюсь, бегу я сам не свой,
Плутовка гонится за мной.
Ведущая. Зверята место уступили,
И Зайца от Лисы укрыли.
♫ Входит Лиса, нюхает.
Лиса. Какие славные зверушки
Сидят под грибом на опушке.
Меня обманите едва ли,
Скажите, Зайца не видали?
Звери хором. Тебе он передал привет!
Беги, Лиса, здесь Зайца нет.
Ведущая. Лиса Зайчишку не нашла,
Хвостом махнула и ушла.
Время быстро пролетело,
Землю солнышко согрело,
Вылезает Муравей,
И зовёт лесных зверей.
Муравей. Друзья, под грибом не сидите,
Скорее греться выходите!
Осенним тёплым ясным днём
Про дружбу весело споём.
♫ Песня «Дружба».
Бабочка. Ах, мне, наверно, это сниться!
Как все могли мы поместиться
Под грибом маленьким таким?
♫ Скачет Лягушка.
Лягушка. - Ква – ква, ква – ква.
Какие глупые ребята,
Незнайки все собрались тут,
Грибы-то под дождём растут!
Все хором. Грибы под дождиком растут!
Ведущая. Вот такой волшебный гриб вырос в нашем лесу. На этом наша
сказка заканчивается.
♫ Все герои выходят к зрителям на поклон.
Борис Заходер
Дырки в сыре
— Скажите,
Кто испортил сыр?
Кто в нем наделал
Столько дыр?
— Во всяком случае,
Не я! —
Поспешно хрюкнула
Свинья.
— Загадочно! —
Воскликнул Гусь. —
А га-гадать
Я не берусь!
Овца сказала, чуть не плача:
— Бе-е-зумно трудная задача!
Все непонятно, все туманно —
Спросите лучше
У Барана!
— Все зло — от кошек! — произнес,
Обнюхав сыр,
Дворовый пес. —
Как дважды два — четыре,
От них и дырки в сыре!
А Кот сердито фыркнул с крыши:
— Кто точит дырки?
Ясно — мыши!
Но тут Ворону бог принес.
— Ура!
Она решит вопрос.
Ведь, как известно,
У нее
На сыр
Особое чутье!
И вот поручено
Вороне
Проверить дело
Всесторонне…
Спеша раскрыть загадку дыр,
Ворона
Углубилась
В сыр.
Вот
Дырки
Шире, шире, шире…
А где же сыр?
Забудь о сыре!
Заголосил весь скотный двор:
— Разбой! Грабеж! Позор!
Взлетела на забор
Ворона
И заявила
Оскорбленно:
— Ну, это, знаете, придирки!
Вас
Интересовали
Дырки?
Так в чем же дело?
Сыр я съела,
А дырки —
Все! —
Остались целы!
На этом был окончен спор,
И потому-то
До сих пор,
Увы,
Никто не знает
В мире,
Откуда все же
Дырки в сыре!
Приложение 2. Игры, считалки, скороговорки.
Игра "Угадай, кто я"
Игра проходит веселее, когда в ней принимает участие много ребят. С помощью
считалки выбирают водящего. Ему завязывают глаза. Дети берутся за руки и
встают в круг вокруг водящего. Водящий хлопает в ладоши, а дети двигаются
по кругу.
Водящий хлопает еще раз – и круг замирает. Теперь водящий должен указать на
какого-либо игрока и попытаться угадать, кто он. Если ему удается сделать это с
первой попытки, то игрок, угаданный им, становится водящим. Если же
водящий с первой попытки не угадал, кто перед ним, он имеет право
дотронуться до этого игрока и попробовать угадать второй раз.
В случае правильной догадки водящим становится ребенок, которого опознали.
Если же водящий так и не смог правильно догадаться, он водит по второму
кругу.
Вариант игры. Можно ввести правило, по которому водящий может попросить
игрока что-либо произнести, например, изобразить животное: прогавкать или
мяукнуть. Если водящий не узнал игрока, он водит еще раз.
Игра "Цепочка слов от А до Я"
Играющие садятся в кружок и по часовой стрелке называют: первый называет
слово на букву а, например, арбуз, второй на последнюю букву этого слова, на з
– заяц, третий – на ц, цапля, четвертый – яблоко и т. д.
Игра "Горячий картофель"
Традиционно в игре используется настоящий картофель, но его можно заменить
теннисным мячиком или волейбольным мячом.
Дети садятся в круг, водящий находится в центре. Он бросает "картошку" комунибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают "картошку"
друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (как будто это
настоящая горячая картошка). Вдруг ведущий произносит: "Горячий
картофель!" Игрок, у которого оказалась в руках "горячая картошка", выбывает
из игры. Когда в кругу остается один ребенок, игра прекращается, и этот игрок
считается победившим.
Игра "Музыкальный стул"
Несколько стульев ставят в круг, спинками внутрь; стульев должно быть на
один меньше, чем игроков. Звучит музыка, дети медленно идут вокруг стульев.
Когда музыка прекращается, игроки должны попытаться занять стулья. Тот,
кому не досталось стула, выбывает из игры. Убирают один стул, так как игроков
стало на одного меньше, и игра продолжается.
Выигрывает тот, кто остался один и сидит на последнем стуле.
Игра "Проверка памяти"
Педагог кладет на поднос несколько разных предметов и накрывает их
полотенцем. Дети садятся в круг, педагог открывает перед ними поднос на
несколько секунд, затем накрывает вновь полотенцем и уносит. Дети получают
задание нарисовать как можно больше предметов, которые они запомнили.
Игра "Музыкальный стул"
Несколько стульев ставят в круг, спинками внутрь; стульев должно быть на
один меньше, чем игроков. Звучит музыка, дети медленно идут вокруг стульев.
Когда музыка прекращается, игроки должны попытаться занять стулья. Тот,
кому не досталось стула, выбывает из игры. Убирают один стул, так как игроков
стало на одного меньше, и игра продолжается.
Выигрывает тот, кто остался один и сидит на последнем стуле.
Игра "Угадай, кто главный!"
Дети с помощью считалки выбирают водящего. Он на одну минуту покидает
комнату, а в это время дети назначают "главного". Когда ведущий возвращается,
по его команде "главный" начинает делать различные движения, например,
качать головой, топать ногами, хлопать в ладоши, а дети должны повторять эти
движения за "главным". Они должны это делать так, чтобы водящий не
догадался, кто эти действия придумывает.
Задача водящего – попытаться быстро отгадать, кто "главный", и если ему это
удалось, то "главный" становится водящим в следующем кону.
Игра "Краски"
Дети выбирают по жребию "хозяина" и "покупателя". Остальные игроки –
"краски". Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его "хозяину",
он приглашает "покупателя". "Покупатель стучит":
– Тук, тук!
– Кто там?
– Покупатель!
– За
– За
– За
– За
чем пришел?
краской.
какой?
голубой.
Если голубой краски нет, "хозяин" говорит: "Иди по голубой дорожке, найди
голубые сапожки, поноси да назад принеси!" или "Скачи на одной ножке по
голубой дорожке, принеси мне голубые сапожки!" Если же "покупатель" угадал
цвет краски, то игрока-"краску" он забирает себе.
Когда "покупатель" отгадает несколько красок, он становится "хозяином", а
"хозяин" выбирает из числа угаданных красок. При большом количестве
участников можно выбрать двух покупателей. Сначала с "хозяином"
разговаривает один "покупатель", затем другой. Они подходят по очереди и
выбирают краски. Выигрывает "покупатель", который угадал больше красок.
Игра может быть усложнена тем, что покупателю предлагается "поймать"
угаданную "краску". При этом в комнате определяются границы, до которых
можно ловить играющих.
Игра "Поехали-поехали"
Дети встают в круг, в середине встает водящий. Дети должны его внимательно
слушать, следить за ним, но думать и показывать нужные движения
самостоятельно. Задача водящего – говорить одно, а показывать другое. Он
ходит по кругу и похлопывает руками по коленям, приговаривая "Поехалипоехали". Ребята повторяют движения за ним. Неожиданно для играющих он
кричит "Самолет!", а показывает на пол, дети же должны показать наверх, так
как самолеты летают в небе. Водящий может крикнуть "Нога!", а схватить себя
за нос. Дети должны показать то, что называет, а не показывает ведущий. Слова
могут быть разные: ракета, вертолет, собака, чайка, поезд, лошадь, глаз, лоб,
нос, рука, лев. В определенный момент показ движений должен стать
обманным. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Таким образом выявляется самый
внимательный ребенок.
Игра "Кто из нас самый наблюдательный?"
Эту игру любят все дети и охотно играют в нее. Выбирают водящего, который
внимательно осматривает играющих: их одежду, обувь, кто где сидит или стоит,
запоминает позы игроков. Водящий выходит из комнаты. Ребята меняются
местами; изменяют позы, переобуваются; обмениваются кофточками,
сумочками, ленточками, платочками, шарфиками. Входит водящий и ищет
изменения. Чем больше изменений он находит, тем лучше, тем он
наблюдательнее.
Игра "Подскажи словечко"
Ведущий выразительно читает несложный текст, дети должны подсказать слово,
подходящее по смыслу и рифме.
Можно придумать простенькую мелодию, если вы готовитесь заранее, или
подобрать что-то по ходу игры. Музыка всегда оживляет обстановку, все могут
хлопать в ладоши в такт музыке.
Считалки
На златом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей.
Не задерживай добрых
И честных людей.
Раз, два, три, четыре, пять,
Выходи, тебе искать!
Шла лисичка по тропинке
И несла грибы в корзинке Пять опят и пять лисичек
Для лисят и для лисичек.
Кто не верит – это он,
Выходи из круга вон!
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет:
Пиф-паф, ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой.
У ребят Спрятан клад,
Кто отыщет, будет рад,
Кто отыщет, тот расскажет,
Тот расскажет и покажет.
Если сможешь отыскать,
Не забудешь рассказать,
Не забудешь показать,
Как у нас на сеновале
Две лягушки ночевали.
Утром встали, щей поели
И тебе водить велели.
Испекла пирог Надюша,
По куску дала Катюше,
И Валюте, и Иринке,
И Светланке, и Маринке.
У Катюши и Маринки
Два куска в одной корзинке.
Кто пирог умеет печь,
Растопи скорее печь!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ты иди скорей искать!
Жили-были два дружка,
Два заядлых рыбака.
На заре до петухов
Накопали червяков
И другой приманки
Две стеклянных банки.
(Е. Ружанский. Рыбаки)
Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Две Маринки на окошке,
Две Аринки на перинке,
Две Танюшки на подушке,
А Петрушка в колпачке
На дубовом сундучке.
(Е. Благинина. Считалка)
Скороговорки
Скороговорки полезны и занимательны. Они помогают сформировать
правильную речь и нравятся людям любого возраста. Попробуйте произнести
скороговорки 3 раза – быстро, без ошибок.
Едет с косой косой козел.
Ехал Пахом на козе верхом.
Ткач ткет ткани на платок Тане.
Все бобры добры до своих бобрят.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
Дали Клаше каши с простоквашей.
Не любила Мила мыло, мама Милу мылом мыла.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Маша дала Ромаше сыворотку от простокваши.
Купила бабуся бусы Марусе.
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
Шапкой Мишка шишки сшиб.
Маленькая болтунья молоко болтала-болтала, не выболтала.
Если бы да кабы, во рту выросли бобы, и был бы не рот, а целый огород.
Осип охрип, Архип осип.
Летели лебеди с лебедятами.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он был смешон.
Приложение 3. Игры- этюды.
Цель: развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных
эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.
1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется
везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы
обиделись (губки «надули»). Но это, же мама — простили, улыбнулись (зубы
сомкнуты).
2. Представьте себя собачкой в будке.
Серьезная собачка.
Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).
3. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не
растаяла.
4. Я работник сладкий,
Целый день на грядке:
Ем клубнику, ем малину,
Чтоб на всю наесться зиму…
Впереди арбузы — вот!..
Где мне взять второй живот?
5. На носочках я иду —
Маму я не разбужу.
6. Ах, какой искристый лед,
А по льду пингвин идет.
7. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия,
мурлычет, трется головой о руки мальчика.
8. У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает
товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут
конфеты в рот, жуют. Вкусно.
9. Жадный пес
Дров принес,
Воды наносил,
Тесто замесил,
Пирогов напек,
Спрятал в уголок
И съел сам.
Гам, гам, гам!
10. Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже
11. Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.
12. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову; испуганный,
ощущает слабость и недомогание.
13. Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку. Спокойно, с
наслаждением.
14. Был у зайца дом как дом
Под развесистым кустом
И доволен был косой:
— Крыша есть над головой! —
А настала осень,
Куст листочки сбросил,
Дождь как из ведра полил,
Заяц шубу промочил. –
Мерзнет заяц под кустом:
— Никудышный этот дом!
15. Шерсть чесать — рука болит,
Письмо писать — рука болит,
Воду носить — рука болит,
Кашу варить — рука болит,
А каша готова — рука здорова.
16. У забора сиротливо
Пригорюнилась крапива.
Может, кем обижена?
Подошел поближе я,
А она-то, злюка,
Обожгла мне руку.
17. Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки.
Весь перецарапали! Лопнул шар,
А две подружки посмотрели —
Нет игрушки, сели и заплакали…
18. Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?
— Как быть без хруста, Если я — капуста.
(Руки отведены в стороны ладонями вверх, плечи приподняты, рот раскрыт,
брови и веки приподняты.)
19. Полюбуемся немножко,
Как ступает мягко кошка.
Еле слышно: топ-топ-топ,
Хвостик книзу: оп-оп-оп.
Но, подняв свой хвост пушистый,
Кошка может быть и быстрой.
Ввысь бросается отважно,
А потом вновь ходит важно.
Приложение 4. Игры на развитие пластической выразительности
Цель: закреплять выразительные приемы создания игрового образа, следить за
тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и
стремились находить свои движения, мимику.
1. Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого
персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
2. Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрасться к спящему
зверю (зайцу, медведю, волку).
3. Предложить ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.
4. Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя
вели себя и действовали по-разному.
Примечание. Приведенные выше задания показывают путь, по которому можно
искать.
Приложение 5. Игры на развитие выразительной мимики.
Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.
1. Соленый чай.
2. Ем лимон.
3. Сердитый дедушка.
4. Лампочка потухла, зажглась.
5. Грязная бумажка.
6. Тепло - холодно.
7. Рассердились на драчуна.
8. Встретили хорошего знакомого.
9. Обиделись.
10. Удивились.
11. Испугались забияку.
12. Умеем лукавить (подмигивание).
13. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).
14. Мне грустно.
15. Получить подарок.
16. Две обезьяны: одна гримасничает — другая копирует первую.
17. Не сердись!
18. Верблюд решил, что он жираф,
И ходит, голову задрав.
У всех он вызывает смех,
А он, верблюд, плюет на всех.
19. Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
А лизнув его бочок,
Уколол свой язычок.
А колючий еж смеется:
— В рот не суй что попадется!
20. Будь внимателен.
21. Радость.
22. Восторг.
23. Я чищу зубы.
3.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Печерская А.Н.. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы.
ООО «Росмэн- Издат» 2000.
2.Е.Соколова, Н. Нянковская « Риторика для малышей» Ярославль: Академия
развития 2007
3.Ю. Соколова « Речь и моторика» ЭКСМО 2006.
4.Н. Зарецкая « Музыкальные сказки для детского сада» М.: Айрис-пресс,
2004
5. Т.Н. Доронова« Играют взрослые и дети» М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2006
6. О.Ф. Горбуновой Театральная деятельность в детском садуМ.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
7.С.А. Щербаков «Домашний кукольный театр» 2001
8.С.А. Щербаков «Сценарий и рекомендации по постановке спектакля в
домашнем кукольном театре» 2001
9. О.Л. Князева, М.Д. Маханева« Приобщение детей к истокам русской
народной культуре» Детство-Пресс,2000
10. Т.Н. Доронова «Детский сад: Будни и праздники» М.: ЛИНКАПРЕСС,2006
11.Н.П. Ильчук, В.В. Гербова «Хрестоматия для дошкольников2-4 лет»
М.,АСТ, 1998
12. Н.П. Ильчук, В.В. Гербова «Хрестоматия для дошкольников4-5 лет»
М.,АСТ, 1998
13.Н.П. Ильчук, В.В. Гербова «Хрестоматия для дошкольников5-7 лет»
М.,АСТ, 1998
14.Маханева М.Д. Театральные занятия в детском саду саду. Творческий
центр «Сфера» Москва, 2007