Дополнительная общеобразовательная программа естественно-научной направленности _Юные исследователи_ для детей 5-7 лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №11 «УЛЫБКА» СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «СЕЛО
УСТЬ – УРГАЛ» ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ №11

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБДОУ № 11
Протокол № 1 от 30.06.2023 г.

Вепрева И.В.
Приказ № 29 от 30.06.2023г.

Дополнительная общеобразовательная программа
естественнонаучной направленности

«Юные исследователи»
Стартовый уровень

Возраст участников программы 5 - 7 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: Ефремова Галина Федоровна
Педагог дополнительного образования МБДОУ № 11

С. Усть – Ургал 2023
0

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
1.1 1.1 Направление кружка

2
3

1.2. Основные составляющие программы

4

1.3. Новизна программы

4

1.4. Актуальность программы.

5

1.5. Цель программы

5

1.6. Задачи программы

6

1.7 Приёмы, методы и формы работы

6

2.0 Организация образовательного процесса

6

2.1 Целесообразность

7

2.2 Ожидаемые результаты

8

2.3. Взаимодействие с семьёй

8

2.4 . Дидактический материал и техническое оснащение занятий

9

2.5 Правила безопасности жизнедеятельности детей

9

2.6. Виды и структура занятия-исследовательских занятий
(примерная)
2.7 .Примерный алгоритм подготовки и проведения
занятия –экспериментирования
2.8. Предметно-пространственная среда для
экспериментирования в ДОУ.

10

3. Учебно - тематическое планирование

10

4. Список используемых источников

19

10
11

1

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дошкольники – прирождённые исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само
усвоение знаний происходит через многочисленные «зачем?», «как?», «почему?».
Дети пытливые исследователи окружающего мира. Они любознательны, стремятся к
экспериментированию, хотят находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога
– не пресекать эту деятельность, а, наоборот, активно помогать и развивать её.
Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к
природе, дает возможность самостоятельно делать маленькие открытия. Знания, добытые
самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью,
интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью
детей осознавать поставленную перед ними цель.
Традиционно большое внимание развитию познавательно-исследовательской
деятельности дошкольников уделяется в старшем дошкольном возрасте. Проанализировав
программу, которую реализует ДОУ, мы считаем, что уже в младшем дошкольном
возрасте необходимо развивать познавательные потребности ребенка, поисковую,
исследовательскую активность, направленную на обнаружение нового.
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей
младшего дошкольного возраста исследовательских способностей, пространственных
представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных
материалов, овладение разнообразными способами практических действий.
Основные методы работы:
Словесные: чтение художественной литературы, беседа, объяснение, пояснение,
словесный инструктаж.
Наглядные: рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира и
природы, показ опытов.
Практические: дидактическая игра, опыты, экспериментирование.
Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира
является метод экспериментирования. Термин «экспериментирование» понимается как
особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на
создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою
сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития
неистощимой поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание
окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность,
тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он
развивается.
2

Идеи приобщения человека к природе, к её познанию имеет глубокие корни в
педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж. Ж.
Руссо, И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, видели в природе могучий источник знаний,
средство для развития ума, чувств, воли.
Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил
бы о преимуществе метода экспериментирования в познании ребенком окружающего
мира. Несмотря на многие позитивные стороны детское экспериментирование еще не
получило широкого распространения в практике дошкольных образовательных
учреждений.
На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования
разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной
теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и что
самое главное – отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности.
Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику
работы дошкольных учреждений.
1.1 Направление кружка.
Направленность программы: естественнонаучная.
Учебно-исследовательский и проектный компонент.
Программа «Юный исследователь» предназначена для детей старшего дошкольного
возраста. Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в
образовательной области «Познавательное развитие».
Цель программы: развитие познавательной активности детей старшего возраста
посредством опытно - экспериментальной деятельности. В современном обществе
востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего,
проявлению самостоятельности, исследовательской активности. В условиях быстро
меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую
очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно
и творчески. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы
личности, проявляющей активное творческое отношение к миру.
Дошкольный возраст особенно важен для развития познавательной потребности,
которая находит отражение в форме опытно-экспериментальной деятельности,
направленной на открытие нового и развивающей продуктивные формы мышления.
Ребёнок, познавая окружающий мир, стремится не только рассмотреть предмет, но и
потрогать его руками, понюхать, постучать им. Известная пословица гласит: «Расскажи –
и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
И действительно, ребенок усваивает все прочно и надолго лишь тогда, когда он
слышит, видит и обязательно делает сам.
Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И.
Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева, отмечают основную особенность
экспериментальной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической
деятельности с ним».
1.2 Основные составляющие программы
Программа дополнительного образования по познавательному развитию детей
старшего дошкольного возраста включает в себя темы, позволяющие расширить
познавательные способности ребёнка по отношению к объектам живой и неживой
природы. В программе представлены разнообразные виды деятельности детей,
3

обеспечивающие познание окружающего мира; предусмотрено использование
разнообразных материалов и оборудования как средств познания.
Занятия с детьми, предусмотренные программой организованы в виде небольших
циклов, объединенных общей темой, и проводятся как с группой, так и с подгруппой
детей. Ведущее место в них занимает практическая работа – проведение простейших
опытов, наблюдений, экспериментов. Главным является то, что дети принимают
непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты
проводят самостоятельно.
1.3
Новизна программы состоит в том, что в ней познание окружающего мира
непосредственно связанно с экспериментальной деятельностью. Также существенно
расширена практическая составляющая программы, что позволяет повысить интерес
обучающихся к предметам и явлениям исследования, постановке эксперимента и
решению исследовательских задач. Развивается не только любознательность, как основа
познавательной деятельности обучающихся, расширяется круг личностно-значимых
вопросов и проблем. В поэтапном развитии умственных способностей старших
дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению
методам самостоятельного добывания знаний; создании специально организованной
предметно-развивающей среды; выстраивании такой системы взаимоотношений в
координате ребенок – взрослый, которая способствует развитию ребенка как субъекта
познания.
1.4 Актуальность программы.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, предусмотрено формирование у детей познавательных интересов и
познавательных действий в различных видах деятельности, а познавательноисследовательская деятельность признана одним из основных механизмов развития
ребёнка. Научные исследования в области педагогической наукой доказывают
необходимость теоретической и практической разработки этой проблемы. Исследование
объектов окружающего мира и экспериментирование с ними является для ребёнка
естественным средствами познания, что делает юного исследователя более деятельным,
энергичным и стойким в этих исканиях. В совместной деятельности со взрослым ребёнок
понимает, как можно безопасно для себя исследовать окружающие его объекты, у него
формируется умение делать выводы и умозаключения по итогам исследовательской
деятельности. Систематическая работа по развитию познавательно-исследовательской
деятельности у дошкольников может способствовать разностороннему развитию детей,
так как у ребёнка формируются причинно-следственные связи, навыки общения,
развивается речь, он получает первичные представления о себе и окружающей
действительности.
Программа дополнительного образования по познавательному развитию детей
старшего дошкольного возраста включает в себя темы, позволяющие расширить
познавательные способности ребёнка по отношению к объектам живой и неживой
природы. В программе представлены разнообразные виды деятельности детей,
обеспечивающие познание окружающего мира; предусмотрено использование
разнообразных материалов и оборудования как средств познания.
Занятия с детьми, предусмотренные программой организованы в виде небольших
циклов, объединенных общей темой, и проводятся как с группой, так и с подгруппой
детей. Ведущее место в них занимает практическая работа – проведение простейших
опытов, наблюдений, экспериментов. Главным является то, что дети принимают
4

непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты
проводят самостоятельно.
1.5. Цель программы
Развитие познавательной активности детей старшего возраста посредством опытно экспериментальной деятельности.
Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать
способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая
становление мировидения ребенка, его личностный рост путем совершенствования его
исследовательских способностей.
1.6 Задачи программы
1.Расширение у детей кругозора об окружающем мире через обобщение
представлений о химических и физических свойствах веществ: воды, песка, глины,
воздуха, снега и т.д.;
2.Развитие у детей умения пользоваться приборами при проведении игрэкспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.);
3.Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа,
классификации, сравнения, обобщения, умение делать умозаключения и выводы;
4.Формирование способов познания путем сенсорного анализа;
развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного
самоконтроля и саморегуляции.
1.7 Приемы методы и формы организации учебно-воспитательного процесса
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это
организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной
деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников,
инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности. В работе кружка
применяются
исследовательские методы обучения: репродуктивные методы:
объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными
средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и
навыков путем упражнений); продуктивные
методы: частично-поисковый или
эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из
которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через
собственный, творческий поиск)
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через
исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Одним
из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения,
раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы
экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает
систематическую работу с «Календарем природы».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые,
дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы,
создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов,
экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков,
театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями,
гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения
семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние
задания, участие в работах на участке ДОУ, помощь в озеленении группы и кабинета по
5

«познавательно – поисковой деятельности», являющейся местом проведения занятий с
детьми, участие в организации праздников.
Данная рабочая программа направлена на формирование экологической культуры
дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать
причинно-следственные связи в окружающем мире.
Методы проведения: рассматривание картин, демонстрация фильмов и презентаций,
труд в природе.
Наглядные: наблюдения кратковременные/длительные, определение предмета по
определённым признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам.
Практические: игры – эксперименты, дидактические игры (настольно-печатные,
словесные, игры-занятия, подвижные игры, творческие игры.
Словесные: рассказывание, беседа, чтение.
Основными формами реализации программных задач является наблюдение,
экспериментирование, беседы, экскурсии, эколого- природоведческие игры, игры –
путешествия, решение проблемных ситуаций, опыты, работа с энциклопедической и
природоведческой литературой, исследовательская деятельность и проектная
деятельность. По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте
происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно
этот период является наиболее благоприятным для экспериментальной деятельности.
Поэтому участниками реализации программы являются дети 5-7 лет. Срок реализации
программы 1 год.
2. Организация образовательного процесса.
Программа рассчитана на реализацию принципов обучения:
- обеспечение ситуации успеха каждому участнику кружка через учет его
индивидуальных особенностей;
- многообразие видов активной познавательной деятельности обучающихся;
- индивидуализация учебного процесса и возможность работать в группе при
желании;
- создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой и
поисковой активности;
- использование всевозможных ресурсов группы, начиная с различной литературы,
коллекций, и заканчивая детским микроскопом и телескопом и презентациями;
- организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества,
стимуляция активной коммуникации;
- организация экскурсий на территории детского сада и за его пределами,
оптимизируя процесс обучения, обучающиеся отдыхают душой, эмоционально
раскрепощаются при общении с природой.
2.1 Целесообразность. Педагогическая целесообразность данной программы
объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним
способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира,
поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы
обучения: наблюдение и эксперимент.
Программа составлена с учетом связей образовательных областей: «Социальнокоммуникативное», «Познавательное», «Речевое». В ней также заложены возможности
предусмотренного Стандартом формирования у детей общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
6

Программа рассчитана на 37 занятий в год (1 - в неделю, длительность занятия для
детей старшего возраста – 25 - 30 минут.
Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения
программы проводится с использованием методов (наблюдение, индивидуальная работа и
др.) 2 раза в год: вводный – в сентябре, где определяются стартовые возможности детей,
итоговый – в мае.
2.2 Ожидаемые результаты.
1. Использование старшими дошкольниками усвоенных способов экспериментальных
действий в различных видах деятельности.
2. Изменение качества умственной деятельности детей старшего дошкольного
возраста
(умение
видеть
проблему,
практическая
реализация
активности,
самостоятельности и многовариативности в ее решении) .
3. Повышение уровня познавательных способностей детей.
4. Улучшение качества подготовленности детей к школьному обучению.
2.3 Взаимодействие с семьей.
Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить
без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и
педагогами. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые
должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая
затем перерастает в познавательную активность. Следовательно, родители и педагоги
должны объединить свои усилия для решения следующих задач: побуждать старших
дошкольников наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства,
качества и назначения предметов; поддерживать интерес к познанию окружающей
действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и
экспериментирования; направлять поисковую деятельность старших дошкольников;
способствовать использованию в самостоятельной игровой деятельности знания, умения,
переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации; приобщать к
познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; поощрять
возникновение проблемных вопросов.
Для решения вышеперечисленных задач родители должны иметь представление о
значении экспериментирования в развитии ребенка – дошкольника, о содержании работы
по формированию навыков экспериментальной деятельности на каждом возрастном этапе.
2.4. Дидактический материал и техническое оснащение занятий:
Основное оборудование:







приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас,
магниты, телескоп; часы песочные; глобус; микроскоп; ноутбук;
разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока,
кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);
медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).

Дополнительное оборудование:
 специальная одежда (халаты, фартуки);
7







контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
карточки-схемы проведения эксперимента;
индивидуальные дневники экспериментов;
правила работы с материалом;
индивидуальные дневники.

2.5. Правила безопасности жизнедеятельности детей
1. Работа под наблюдением взрослого.
2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
3. Грязными руками не трогать глаза.
4. Не брать руки в рот.
2.6 Виды и структура исследовательских занятий
В дошкольном учреждении экспериментирование может быть организовано в трех
основных формах: занятие, совместная деятельность педагога и воспитанника, а также
самостоятельная деятельность детей, под присмотром взрослых. Важно помнить, что
занятие является итоговой формой работы по какой-то исследуемой проблеме,
позволяющей систематизировать представления детей. Такие занятия проводятся не чаще
чем одно в две-три недели.
Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть
также частью, отдельным этапом любого другого занятия с детьми (по конструированию
и пр.), ориентированного на разные виды детской деятельности (музыкальной
изобразительной, естественнонаучной и др.).
Предлагаемая ниже структура занятия-экспериментирования является примерной и
может быть скорректирована в практике работы.
Структура занятия-экспериментирования (примерная)
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной
ситуации.
Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления
экспериментирования.
Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы),
помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной
деятельности детей в группах.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования
2.7
Примерный
экспериментирования

алгоритм

подготовки

и

проведения

занятия

–

1.Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по
изучению теории вопроса
2.Определение типа, вида и тематики
8

Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие,
воспитательные задачи).
3.Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
4.Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования,
учебных пособий (в мини-лаборатории или центре науки).
5.Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей,
изучаемой темы.
6.Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений,
коллажи, мнемотаблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью
подведения детей к самостоятельным выводам.
2.9 ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ДОУ
Организация мини-лаборатории в детском саду:
1.Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные
коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья
и т. д.).
2.Место для приборов.
3.Место для выращивания растений.
4. Место для хранения материалов (природного, бросового).
5.Место для проведения опытов.
6.Место для неструктурированных материалов (стол «песок — вода» или
емкость для воды, песка, мелких камней и т. п.).
IV. Учебно – тематическое планирование занятий.
№
занятия

1.

2.

3

4

Количество занятий
Перечень тем

Теоретическое

Практическое

1

-

1

-

Блок - Вода «Опыты с водой»

3

3

«Вот она какая –вода!»
Чтение сказки
«Почему заплакал ручеек?»
Вода -растворитель.
Опыты с водой:
Прозрачность воды
Что растворяется в воде?
Как очистить воду от мути?

1

Дети старшего дошкольного возраста
(5 – 7 лет):
Выбор названия кружка. Заинтересовать
детей новым видом деятельности.
Вызвать желание заниматься
экспериментальной деятельностью.
Вводное. Знакомство с лабораторией.
Организация эксперимента

-

-

1

9

5

«В каждом деле без воды – и ни туды и
ни сюды!»
Опыты с водой:
Пар – это вода
Соленая и пресная вода
«Здравствуй водичка»

-

1

1

-

«То здесь пар, а то - вода»
Чтение сказки «Жили – были два
облачка»
Опыты с водой:
Превращение в воду
Пар – это вода
Лед легче воды
Лед – твердая вода
Блок «Снег» «Опыты со снегом»

1

1

2

5

«Где рождается снег»
Чтение познавательной сказки: «Жила –
была Капелька»
Опыты со снегом:
Кто рисует на окнах?
«Узнаем о снеге»
Чтение рассказа «История про снежный
колобок»
Опыты со снегом:
Как уменьшить время таяния снега.

1

1

1

1

«Береги нос в большой мороз!»
Опыты со льдом
«Дождь и гроза»
Путешествие капельки.
Твердая вода. Почему не тонут айсберги.

-

1

-

1

-

1

Блок - Воздух «Опыты с воздухом»

2

2

1

1

20

«Первые шаги в науку»
Воздух.
Опыты с воздухом
«Вращение вертушки»

21

Почему дует ветер

1

-

Блок «Песок, земля, камни»

1

5

22

Какими бывают камни?

1

-

23

Как появляются горы?

-

1

24

Откуда взялись острова.

-

1

6
7

8

15

16
17
18

19

1

10

25

Как происходит извержение вулкана.

-

1

26

Удивительный песок

-

1

27

Сухая и влажная почва

-

1

Блок «Электричество»

2

1

1

-

29

В мире электричества»
Понятие об электрических зарядах
Что такое молния?

1

-

30

Почему горит фонарик.

-

1

Опыты с магнитом

1

1

Испытание магнита.
Магнитные свойства Земли. Компас.
Опыты с магнитом.

1

1

Блок «Температура»

1

-

Солнце дарит нам тепло и свет.

1

-

Блок «Звук, Свет»

2

2

33

«Волшебные стеклышки»

-

1

34

О «Дрожалке и пищалке».

-

1

Блок «Измерение»

-

2

35

Чем можно измерить длину?

-

1

36

Сила тяготения.
Упрямые предметы

-

1

28

31

32

Итого

36 занятий

11

V.Календарно-тематическое планирование занятий-экспериментов
с детьми старшего дошкольного возраста 5 -7 лет.
Дата
Тема
Задачи
Июнь
1 неделя
Сформировать представление о Мировом океане и
«Вот она какая –
родниковой воде;выяснить знания детей о
вода!»
Чтение сказки «Почему свойствах и качествах воды, её значении для жизни
заплакал ручеек?»
живых организмов; дополнить знания детей о
пользе океанов и морей.

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Вода -растворитель.

Опыты с водой:
Прозрачность воды
Что растворяется в
воде?
Как очистить воду от
мути?
«В каждом деле без
воды – и ни туды и ни
сюды!»
Опыты с водой:
Пар – это вода
Соленая и пресная вода
«Вот она какая –
вода!»
Чтение сказки «Почему
заплакал ручеек?»

1 неделя

«Здравствуй
водичка»

2 неделя

«Первые шаги в
науку»
Воздух.
Опыты с воздухом

Задачи: выявить вещества, которые растворяются в
воде, познакомить со способом очистки воды –
фильтрованием, закрепить знания о правилах
безопасного поведения при работе с различными
веществами.
Задачи: закрепить представления о значении воды
в природе и жизни человека; расширить знания о
соленой воде морей и океанов, почему вода в реках
пресная, а в океанах соленая; прививать бережное
отношение к воде.
Сформировать представление о Мировом океане и
родниковой воде;выяснить знания детей о
свойствах и качествах воды, её значении для жизни
живых организмов; дополнить знания детей о
пользе океанов и морей.
Июль
Задачи: закреплять знания о свойствах воды;
способствовать развитию сенсорного восприятия;
обучать умению пользоваться схемами –
символами, помогающими отвечать на вопрос
логично, последовательно; закреплять навыки
поведения у воды.
Задачи: расширить представление детей о
свойствах воздуха и его качестве; формировать
умения понимать и осмысливать причинно –
следственные связи, логически рассуждать, делать
выводы; продолжать формировать реалистическое
понимание природных явлений через опыты
(эксперименты).

12

3 неделя

Солнце дарит нам
тепло и свет.

Задачи: дать детям представление о том, что
Солнце является источником тепла и света;
познакомить с понятием «световая энергия»,
показать степень ее поглощения разными
предметами, материалами.

Почему дует ветер

Задачи: Познакомить детей с причиной
возникновения ветра – движение воздушных масс;
уточнить представление детей о свойствах воздуха:
горячий поднимается вверх – он легкий, холодный
опускается вниз – он тяжелый.

4 неделя

1 неделя

«Дождь и гроза»
Путешествие
капельки.

2 неделя

Чем можно измерить
длину?

3 неделя

«Волшебные
стеклышки»

4 неделя

«Вращение
вертушки»

1 неделя

«Удивительный
песок»

2 неделя

«Сухая и влажная
почва»

Август
Задачи: познакомить детей с круговоротом воды в
природе, объяснить причину выпадения осадков в
виде дождя и снега; расширить представление
детей о значении воды для жизни человека;
развивать социальные навыки у детей: умение
работать в группе, договариваться, учитывать
мнение партнера, доказывать правильность своего
мнения.
Задачи: Расширить представления детей о мерах
длины: условная мерка, единица измерения;
познакомить с измерительными приборами:
линейкой, сантиметровой лентой; развить
познавательную активность детей за счет
знакомства с мерами длины в древности (локоть,
фут, пас, ладонь, палец, ярд).
Задачи: познакомить детей с приборами для
наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной
трубой, биноклем, объяснить, для чего они нужны
человеку.
Задачи: выявить обладает ли воздух упругостью;
понять, как можно использовать силу воздуха;
устанавливать связь между силой ветра и
вращением вертушки.
Сентябрь
Задачи: Ознакомить со свойствами и качествами
песка, его происхождением; развивать
наблюдательность, смекалку.
Задачи: Ознакомить со способами определения и
сравнения сухой почвы и влажной почвы,
сформировать умения фиксировать результаты
исследований.

13

3 неделя

Что такое молния?

Задачи: познакомить детей с понятиями
«электричество», «электрический ток»;
сформировать основы безопасного обращения с
электричеством; объяснить причину образования
молнии.

4 неделя

Сила тяготения.
Упрямые предметы

Задачи: дать детям представление о существовании
невидимой силы – силы тяготения, которая
притягивает предметы и любые тела к Земле.
Задачи: познакомить детей с физическим
свойством предметов – инерцией; развивать
умение фиксировать результаты наблюдения.

1 неделя

Испытание магнита.
Магнитные свойства
Земли. Компас.
Опыты с магнитом.

2 неделя

О «Дрожалке и
пищалке».

3 неделя

Как сделать звук
громче?

4 неделя

«Радуга в небе»

1 неделя

Твердая вода. Почему
не тонут айсберги.

2 неделя

Откуда взялись
острова.

3 неделя

Как происходит
извержение вулкана.
Как появляются
горы?

4 неделя

Октябрь
Задачи: Познакомить детей с физическим явлением
– магнитизмом, магнитом и его особенностями;
опытным путем выявить материалы, которые
могут стать магнетическими; показать способ
изготовления самодельного компаса.
Задачи: познакомить детей с понятием «звук»,
выявить причину возникновения звука – дрожание
предметов.
Задачи: обобщить представления детей о
физическом явлении – звуке: звук слышим с
помощью уха, звуки бывают высокие и низкие,
передаются с помощью звуковых волн, можем его
усилить с помощью специальных предметов.
Задачи: познакомить детей со свойством света
превращаться в радужный спектр; расширять
представления детей о смешении цветов,
составляющих белый цвет; упражнять в
изготовлении мыльных пузырей по схеме –
алгоритму; развивать внимание.
Ноябрь
Задачи: уточнить представления детей о свойствах
льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при
нагревании тает и превращается в воду; дать
представление об айсбергах, их опасности для
судоходства.
Задачи: познакомить детей с понятием «остров»,
причинами его образования: движением земной
коры, повышением уровня моря.
Задачи: познакомить детей с природными
явлением – вулканом, причиной его извержения.
Задачи: познакомить детей с причиной
образования гор: движением земной коры,
вулканическим происхождением гор; научить
14

детей самостоятельно изготавливать соленое тесто.
1 неделя

Декабрь
Сформировать представление о свойствах воды
«То здесь пар, а то испаряться; закрепить знания об условиях, при
вода»
Чтение сказки «Жили – которых вода испаряется; формировать
были два облачка»
представление о свойствах пара;закрепить
Опыты с водой:
понимание того, как образуются облака;
Превращение в воду
формировать умение устанавливать причинно –
Пар – это вода
следственные связи между явлениями природы.
Лед легче воды
Лед – твердая вода

2 неделя

«Где рождается снег»
Чтение познавательной
сказки: «Жила – была
Капелька»
Опыты со снегом:
Кто рисует на окнах?

Задачи: формировать представление об
образовании снежинок в природе; формировать
умение различать строение и формы снежинок
упавших с малых и больших высот; формировать
знания о происхождении снежинок и инея;
формировать умение пользоваться критериями
сравнения.

3 неделя

«Узнаем о снеге»
Чтение рассказа
«История про снежный
колобок»
Опыты со снегом:
Как уменьшить время
таяния снега.

Задачи: формировать умения делать выводы;
формировать навыки самостоятельного
обследования признаков снега; развивать
наблюдательность; продолжать формировать
умения устанавливать причинно – следственные
связи; развивать мотивацию желания
исследовательской деятельности.

4 неделя

«Береги нос в
большой мороз!»
Опыты со льдом

Задачи: Воспитывать стремление помочь всем
попавшим в беду в экстремальных обстоятелствах;
побуждать к положительным поступкам;
формировать наблюдательность; формировать
представление о гололёде как явлении природы;
развивать познавательный интерес к получению
новой информации; формировать умение делать
выводы.

1 неделя

Почему горит
фонарик.

2 неделя

Какими бывают
камни?

Январь
Задачи: уточнить представления детей о значении
электричества для людей; познакомить с
батарейкой – хранителем электричества – и
способом использования лимона в качестве
батарейки.
Задачи: выявить, что наэлектризованные предметы
могут двигаться, что электричество притягивает;
развить любознательность.

15

3 неделя

Блок
«Температура»

Задачи: Формирование представлений о
температуре окружающей среды и собственного
тела.

4 неделя

Подведение итогов
знаний детей

Диагностика детей

Итого

37 занятий

16

Уровни

5. Педагогическая диагностика
Показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью являются:
Отношение к
экспериментальной
деятельности

Средний

Высокий

Познавательное
отношение
устойчиво.
Ребенок
проявляет
инициативу и
творчество в
решении
проблемных
задач.
В большинстве
случаев ребенок
проявляет
активный
познавательный
интерес.

Приложение № 1

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Самостоятельно видит
проблему. Активно
высказывает
предположения.
Выдвигает гипотезы,
предположения,
способы их решения,
широко пользуясь
аргументацией и
доказательствами

Самостоятельно
планирует предстоящую
деятельность. Осознано
выбирает предметы и
материалы для
самостоятельной
деятельности в
соответствии с их
качествами, свойствами,
назначением.

Действует планомерно.
Помнит о цели работы на
протяжении всей
деятельности. В диалоге со
взрослыми поясняет ход
деятельности. Доводит дело
до конца.

Формулирует в речи
достигнут или нет результат,
замечает неполное
соответствие полученного
результата гипотезе. Способен
устанавливать разнообразные
временные, последовательные,
причинные связи. Делает
выводы.

Видит проблему
иногда
самостоятельно,
иногда с небольшой
подсказкой взрослого.
Ребенок высказывает
предположения,
выстраивает гипотезу
самостоятельно или с
небольшой помощью
других (сверстников
или взрослого).

Принимает активное
участие при планировании
деятельности совместно
со взрослым.

Самостоятельно готовит
материал для
экспериментиро-вания,
исходя из их качеств и
свойств. Проявляет
настойчивость в достижении
результатов, помня о цели
работы.

Может сформулировать
выводы самостоятельно или
по наводящим вопросам.
Аргументирует свои суждения
и пользуется
доказательствами с помощью
взрослого.

17

Ниже среднего

В большинстве
случаев ребенок
не проявляет
активный
познавательный
интерес.

Не видит проблему
самостоятельно.
Ребенок не
высказывает
предположения, не
может выстроить
гипотезу
самостоятельно или с
небольшой помощью
других (сверстников
или взрослого).

Пассивен при
планировании
деятельности совместно
со взрослым.

Самостоятельно готовит
материал для
экспериментиро-вания, но не
учитывает их качества и
свойства. Не проявляет
настойчивость в достижении
результатов.

Не может сформулировать
выводы самостоятельно
только по наводящим
вопросам.

Овладение детьми вышеуказанными знаниями, умениями и навыками фиксирует в таблице в начале и конце года.

№
п/п

Ф.И. ребенка

Отношение к
экспериментальной
деятельности

Целеполагание Планирование

Реализация

7. Список литературы
1. Л.В.Рыжова «Методика детского экспериментирования», Издательство «Детство - Пресс», 2014г.
2. Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», Санкт – Петербург, «Детство –
Пресс»,2015г.
18

Рефлексия

3. Е.В. Лосева «Развитие познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников», Санкт – Петербург,
«Детство – Пресс»,2013г.
4 .Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»,
Санкт – Петербург, «Детство – Пресс»,2015г.
5. Н.В. Нищева «Опыты, эксперименты, игры», Санкт – Петербург, «Детство –
Пресс»,2015г.
6. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старешй группе детского сада», познавательное развитие
ТЦ «Учитель», Воронеж, 2010г.
7. Т.А.Шорыгина «Беседы о воде в природе», «Беседы о природных явлениях и оъектах», Творческий центр «Сфера»,
Москва, 2010
9. Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов, «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», Издательство
«Мозаика - Синтез», Москва, 2014г.
10. Е.Е. Крашенинников, О.Л.Холодова, «Развитие Познавательных способностей дошкольников»», Издательство
«Мозаика - Синтез», Москва, 2014г.

Приложение № 2.
№
п/п

Ф.И. ребенка

5.1. МОНИТОРИНГ
результативности дополнительного образования детей по экспериментальной деятельности
Отношение к эксперименЦелеполагание Планирование Реализация
тальной деятельности

19

Рефлексия


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».