МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №11 «УЛЫБКА» СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «СЕЛО УСТЬ – УРГАЛ» ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ «Утверждаю» Заведующий МБДОУ №11 СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБДОУ № 11 Протокол № 1 от 30.06.2023 г. Вепрева И.В. Приказ № 29 от 30.06.2023г. Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Юные исследователи» Стартовый уровень Возраст участников программы 5 - 7 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Ефремова Галина Федоровна Педагог дополнительного образования МБДОУ № 11 С. Усть – Ургал 2023 0 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 1.1 1.1 Направление кружка 2 3 1.2. Основные составляющие программы 4 1.3. Новизна программы 4 1.4. Актуальность программы. 5 1.5. Цель программы 5 1.6. Задачи программы 6 1.7 Приёмы, методы и формы работы 6 2.0 Организация образовательного процесса 6 2.1 Целесообразность 7 2.2 Ожидаемые результаты 8 2.3. Взаимодействие с семьёй 8 2.4 . Дидактический материал и техническое оснащение занятий 9 2.5 Правила безопасности жизнедеятельности детей 9 2.6. Виды и структура занятия-исследовательских занятий (примерная) 2.7 .Примерный алгоритм подготовки и проведения занятия –экспериментирования 2.8. Предметно-пространственная среда для экспериментирования в ДОУ. 10 3. Учебно - тематическое планирование 10 4. Список используемых источников 19 10 11 1 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Дошкольники – прирождённые исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные «зачем?», «как?», «почему?». Дети пытливые исследователи окружающего мира. Они любознательны, стремятся к экспериментированию, хотят находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а, наоборот, активно помогать и развивать её. Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать маленькие открытия. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленную перед ними цель. Традиционно большое внимание развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников уделяется в старшем дошкольном возрасте. Проанализировав программу, которую реализует ДОУ, мы считаем, что уже в младшем дошкольном возрасте необходимо развивать познавательные потребности ребенка, поисковую, исследовательскую активность, направленную на обнаружение нового. Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей младшего дошкольного возраста исследовательских способностей, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий. Основные методы работы: Словесные: чтение художественной литературы, беседа, объяснение, пояснение, словесный инструктаж. Наглядные: рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира и природы, показ опытов. Практические: дидактическая игра, опыты, экспериментирование. Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Термин «экспериментирование» понимается как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. 2 Идеи приобщения человека к природе, к её познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществе метода экспериментирования в познании ребенком окружающего мира. Несмотря на многие позитивные стороны детское экспериментирование еще не получило широкого распространения в практике дошкольных образовательных учреждений. На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и что самое главное – отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. 1.1 Направление кружка. Направленность программы: естественнонаучная. Учебно-исследовательский и проектный компонент. Программа «Юный исследователь» предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Познавательное развитие». Цель программы: развитие познавательной активности детей старшего возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное творческое отношение к миру. Дошкольный возраст особенно важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме опытно-экспериментальной деятельности, направленной на открытие нового и развивающей продуктивные формы мышления. Ребёнок, познавая окружающий мир, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им. Известная пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». И действительно, ребенок усваивает все прочно и надолго лишь тогда, когда он слышит, видит и обязательно делает сам. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева, отмечают основную особенность экспериментальной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним». 1.2 Основные составляющие программы Программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, позволяющие расширить познавательные способности ребёнка по отношению к объектам живой и неживой природы. В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, 3 обеспечивающие познание окружающего мира; предусмотрено использование разнообразных материалов и оборудования как средств познания. Занятия с детьми, предусмотренные программой организованы в виде небольших циклов, объединенных общей темой, и проводятся как с группой, так и с подгруппой детей. Ведущее место в них занимает практическая работа – проведение простейших опытов, наблюдений, экспериментов. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят самостоятельно. 1.3 Новизна программы состоит в том, что в ней познание окружающего мира непосредственно связанно с экспериментальной деятельностью. Также существенно расширена практическая составляющая программы, что позволяет повысить интерес обучающихся к предметам и явлениям исследования, постановке эксперимента и решению исследовательских задач. Развивается не только любознательность, как основа познавательной деятельности обучающихся, расширяется круг личностно-значимых вопросов и проблем. В поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний; создании специально организованной предметно-развивающей среды; выстраивании такой системы взаимоотношений в координате ребенок – взрослый, которая способствует развитию ребенка как субъекта познания. 1.4 Актуальность программы. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, предусмотрено формирование у детей познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности, а познавательноисследовательская деятельность признана одним из основных механизмов развития ребёнка. Научные исследования в области педагогической наукой доказывают необходимость теоретической и практической разработки этой проблемы. Исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними является для ребёнка естественным средствами познания, что делает юного исследователя более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. В совместной деятельности со взрослым ребёнок понимает, как можно безопасно для себя исследовать окружающие его объекты, у него формируется умение делать выводы и умозаключения по итогам исследовательской деятельности. Систематическая работа по развитию познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников может способствовать разностороннему развитию детей, так как у ребёнка формируются причинно-следственные связи, навыки общения, развивается речь, он получает первичные представления о себе и окружающей действительности. Программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, позволяющие расширить познавательные способности ребёнка по отношению к объектам живой и неживой природы. В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие познание окружающего мира; предусмотрено использование разнообразных материалов и оборудования как средств познания. Занятия с детьми, предусмотренные программой организованы в виде небольших циклов, объединенных общей темой, и проводятся как с группой, так и с подгруппой детей. Ведущее место в них занимает практическая работа – проведение простейших опытов, наблюдений, экспериментов. Главным является то, что дети принимают 4 непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят самостоятельно. 1.5. Цель программы Развитие познавательной активности детей старшего возраста посредством опытно экспериментальной деятельности. Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост путем совершенствования его исследовательских способностей. 1.6 Задачи программы 1.Расширение у детей кругозора об окружающем мире через обобщение представлений о химических и физических свойствах веществ: воды, песка, глины, воздуха, снега и т.д.; 2.Развитие у детей умения пользоваться приборами при проведении игрэкспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.); 3.Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения, умение делать умозаключения и выводы; 4.Формирование способов познания путем сенсорного анализа; развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции. 1.7 Приемы методы и формы организации учебно-воспитательного процесса Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности. В работе кружка применяются исследовательские методы обучения: репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений); продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственный, творческий поиск) Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы». Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на участке ДОУ, помощь в озеленении группы и кабинета по 5 «познавательно – поисковой деятельности», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников. Данная рабочая программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире. Методы проведения: рассматривание картин, демонстрация фильмов и презентаций, труд в природе. Наглядные: наблюдения кратковременные/длительные, определение предмета по определённым признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам. Практические: игры – эксперименты, дидактические игры (настольно-печатные, словесные, игры-занятия, подвижные игры, творческие игры. Словесные: рассказывание, беседа, чтение. Основными формами реализации программных задач является наблюдение, экспериментирование, беседы, экскурсии, эколого- природоведческие игры, игры – путешествия, решение проблемных ситуаций, опыты, работа с энциклопедической и природоведческой литературой, исследовательская деятельность и проектная деятельность. По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экспериментальной деятельности. Поэтому участниками реализации программы являются дети 5-7 лет. Срок реализации программы 1 год. 2. Организация образовательного процесса. Программа рассчитана на реализацию принципов обучения: - обеспечение ситуации успеха каждому участнику кружка через учет его индивидуальных особенностей; - многообразие видов активной познавательной деятельности обучающихся; - индивидуализация учебного процесса и возможность работать в группе при желании; - создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой и поисковой активности; - использование всевозможных ресурсов группы, начиная с различной литературы, коллекций, и заканчивая детским микроскопом и телескопом и презентациями; - организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляция активной коммуникации; - организация экскурсий на территории детского сада и за его пределами, оптимизируя процесс обучения, обучающиеся отдыхают душой, эмоционально раскрепощаются при общении с природой. 2.1 Целесообразность. Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент. Программа составлена с учетом связей образовательных областей: «Социальнокоммуникативное», «Познавательное», «Речевое». В ней также заложены возможности предусмотренного Стандартом формирования у детей общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. 6 Программа рассчитана на 37 занятий в год (1 - в неделю, длительность занятия для детей старшего возраста – 25 - 30 минут. Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится с использованием методов (наблюдение, индивидуальная работа и др.) 2 раза в год: вводный – в сентябре, где определяются стартовые возможности детей, итоговый – в мае. 2.2 Ожидаемые результаты. 1. Использование старшими дошкольниками усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности. 2. Изменение качества умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности и многовариативности в ее решении) . 3. Повышение уровня познавательных способностей детей. 4. Улучшение качества подготовленности детей к школьному обучению. 2.3 Взаимодействие с семьей. Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Следовательно, родители и педагоги должны объединить свои усилия для решения следующих задач: побуждать старших дошкольников наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов; поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования; направлять поисковую деятельность старших дошкольников; способствовать использованию в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации; приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; поощрять возникновение проблемных вопросов. Для решения вышеперечисленных задач родители должны иметь представление о значении экспериментирования в развитии ребенка – дошкольника, о содержании работы по формированию навыков экспериментальной деятельности на каждом возрастном этапе. 2.4. Дидактический материал и техническое оснащение занятий: Основное оборудование: приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп; часы песочные; глобус; микроскоп; ноутбук; разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы; разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.); разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые); медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.); прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.). Дополнительное оборудование: специальная одежда (халаты, фартуки); 7 контейнеры для сыпучих и мелких предметов; карточки-схемы проведения эксперимента; индивидуальные дневники экспериментов; правила работы с материалом; индивидуальные дневники. 2.5. Правила безопасности жизнедеятельности детей 1. Работа под наблюдением взрослого. 2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой. 3. Грязными руками не трогать глаза. 4. Не брать руки в рот. 2.6 Виды и структура исследовательских занятий В дошкольном учреждении экспериментирование может быть организовано в трех основных формах: занятие, совместная деятельность педагога и воспитанника, а также самостоятельная деятельность детей, под присмотром взрослых. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы по какой-то исследуемой проблеме, позволяющей систематизировать представления детей. Такие занятия проводятся не чаще чем одно в две-три недели. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью, отдельным этапом любого другого занятия с детьми (по конструированию и пр.), ориентированного на разные виды детской деятельности (музыкальной изобразительной, естественнонаучной и др.). Предлагаемая ниже структура занятия-экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы. Структура занятия-экспериментирования (примерная) Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия). Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Уточнение плана исследования. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования 2.7 Примерный экспериментирования алгоритм подготовки и проведения занятия – 1.Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса 2.Определение типа, вида и тематики 8 Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи). 3.Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления. 4.Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или центре науки). 5.Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы. 6.Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам. 2.9 ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ДОУ Организация мини-лаборатории в детском саду: 1.Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. д.). 2.Место для приборов. 3.Место для выращивания растений. 4. Место для хранения материалов (природного, бросового). 5.Место для проведения опытов. 6.Место для неструктурированных материалов (стол «песок — вода» или емкость для воды, песка, мелких камней и т. п.). IV. Учебно – тематическое планирование занятий. № занятия 1. 2. 3 4 Количество занятий Перечень тем Теоретическое Практическое 1 - 1 - Блок - Вода «Опыты с водой» 3 3 «Вот она какая –вода!» Чтение сказки «Почему заплакал ручеек?» Вода -растворитель. Опыты с водой: Прозрачность воды Что растворяется в воде? Как очистить воду от мути? 1 Дети старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет): Выбор названия кружка. Заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание заниматься экспериментальной деятельностью. Вводное. Знакомство с лабораторией. Организация эксперимента - - 1 9 5 «В каждом деле без воды – и ни туды и ни сюды!» Опыты с водой: Пар – это вода Соленая и пресная вода «Здравствуй водичка» - 1 1 - «То здесь пар, а то - вода» Чтение сказки «Жили – были два облачка» Опыты с водой: Превращение в воду Пар – это вода Лед легче воды Лед – твердая вода Блок «Снег» «Опыты со снегом» 1 1 2 5 «Где рождается снег» Чтение познавательной сказки: «Жила – была Капелька» Опыты со снегом: Кто рисует на окнах? «Узнаем о снеге» Чтение рассказа «История про снежный колобок» Опыты со снегом: Как уменьшить время таяния снега. 1 1 1 1 «Береги нос в большой мороз!» Опыты со льдом «Дождь и гроза» Путешествие капельки. Твердая вода. Почему не тонут айсберги. - 1 - 1 - 1 Блок - Воздух «Опыты с воздухом» 2 2 1 1 20 «Первые шаги в науку» Воздух. Опыты с воздухом «Вращение вертушки» 21 Почему дует ветер 1 - Блок «Песок, земля, камни» 1 5 22 Какими бывают камни? 1 - 23 Как появляются горы? - 1 24 Откуда взялись острова. - 1 6 7 8 15 16 17 18 19 1 10 25 Как происходит извержение вулкана. - 1 26 Удивительный песок - 1 27 Сухая и влажная почва - 1 Блок «Электричество» 2 1 1 - 29 В мире электричества» Понятие об электрических зарядах Что такое молния? 1 - 30 Почему горит фонарик. - 1 Опыты с магнитом 1 1 Испытание магнита. Магнитные свойства Земли. Компас. Опыты с магнитом. 1 1 Блок «Температура» 1 - Солнце дарит нам тепло и свет. 1 - Блок «Звук, Свет» 2 2 33 «Волшебные стеклышки» - 1 34 О «Дрожалке и пищалке». - 1 Блок «Измерение» - 2 35 Чем можно измерить длину? - 1 36 Сила тяготения. Упрямые предметы - 1 28 31 32 Итого 36 занятий 11 V.Календарно-тематическое планирование занятий-экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста 5 -7 лет. Дата Тема Задачи Июнь 1 неделя Сформировать представление о Мировом океане и «Вот она какая – родниковой воде;выяснить знания детей о вода!» Чтение сказки «Почему свойствах и качествах воды, её значении для жизни заплакал ручеек?» живых организмов; дополнить знания детей о пользе океанов и морей. 2 неделя 3 неделя 4 неделя Вода -растворитель. Опыты с водой: Прозрачность воды Что растворяется в воде? Как очистить воду от мути? «В каждом деле без воды – и ни туды и ни сюды!» Опыты с водой: Пар – это вода Соленая и пресная вода «Вот она какая – вода!» Чтение сказки «Почему заплакал ручеек?» 1 неделя «Здравствуй водичка» 2 неделя «Первые шаги в науку» Воздух. Опыты с воздухом Задачи: выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием, закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. Задачи: закрепить представления о значении воды в природе и жизни человека; расширить знания о соленой воде морей и океанов, почему вода в реках пресная, а в океанах соленая; прививать бережное отношение к воде. Сформировать представление о Мировом океане и родниковой воде;выяснить знания детей о свойствах и качествах воды, её значении для жизни живых организмов; дополнить знания детей о пользе океанов и морей. Июль Задачи: закреплять знания о свойствах воды; способствовать развитию сенсорного восприятия; обучать умению пользоваться схемами – символами, помогающими отвечать на вопрос логично, последовательно; закреплять навыки поведения у воды. Задачи: расширить представление детей о свойствах воздуха и его качестве; формировать умения понимать и осмысливать причинно – следственные связи, логически рассуждать, делать выводы; продолжать формировать реалистическое понимание природных явлений через опыты (эксперименты). 12 3 неделя Солнце дарит нам тепло и свет. Задачи: дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. Почему дует ветер Задачи: Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движение воздушных масс; уточнить представление детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. 4 неделя 1 неделя «Дождь и гроза» Путешествие капельки. 2 неделя Чем можно измерить длину? 3 неделя «Волшебные стеклышки» 4 неделя «Вращение вертушки» 1 неделя «Удивительный песок» 2 неделя «Сухая и влажная почва» Август Задачи: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения. Задачи: Расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд). Задачи: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, биноклем, объяснить, для чего они нужны человеку. Задачи: выявить обладает ли воздух упругостью; понять, как можно использовать силу воздуха; устанавливать связь между силой ветра и вращением вертушки. Сентябрь Задачи: Ознакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением; развивать наблюдательность, смекалку. Задачи: Ознакомить со способами определения и сравнения сухой почвы и влажной почвы, сформировать умения фиксировать результаты исследований. 13 3 неделя Что такое молния? Задачи: познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии. 4 неделя Сила тяготения. Упрямые предметы Задачи: дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Задачи: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результаты наблюдения. 1 неделя Испытание магнита. Магнитные свойства Земли. Компас. Опыты с магнитом. 2 неделя О «Дрожалке и пищалке». 3 неделя Как сделать звук громче? 4 неделя «Радуга в небе» 1 неделя Твердая вода. Почему не тонут айсберги. 2 неделя Откуда взялись острова. 3 неделя Как происходит извержение вулкана. Как появляются горы? 4 неделя Октябрь Задачи: Познакомить детей с физическим явлением – магнитизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса. Задачи: познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов. Задачи: обобщить представления детей о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов. Задачи: познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме – алгоритму; развивать внимание. Ноябрь Задачи: уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. Задачи: познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря. Задачи: познакомить детей с природными явлением – вулканом, причиной его извержения. Задачи: познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить 14 детей самостоятельно изготавливать соленое тесто. 1 неделя Декабрь Сформировать представление о свойствах воды «То здесь пар, а то испаряться; закрепить знания об условиях, при вода» Чтение сказки «Жили – которых вода испаряется; формировать были два облачка» представление о свойствах пара;закрепить Опыты с водой: понимание того, как образуются облака; Превращение в воду формировать умение устанавливать причинно – Пар – это вода следственные связи между явлениями природы. Лед легче воды Лед – твердая вода 2 неделя «Где рождается снег» Чтение познавательной сказки: «Жила – была Капелька» Опыты со снегом: Кто рисует на окнах? Задачи: формировать представление об образовании снежинок в природе; формировать умение различать строение и формы снежинок упавших с малых и больших высот; формировать знания о происхождении снежинок и инея; формировать умение пользоваться критериями сравнения. 3 неделя «Узнаем о снеге» Чтение рассказа «История про снежный колобок» Опыты со снегом: Как уменьшить время таяния снега. Задачи: формировать умения делать выводы; формировать навыки самостоятельного обследования признаков снега; развивать наблюдательность; продолжать формировать умения устанавливать причинно – следственные связи; развивать мотивацию желания исследовательской деятельности. 4 неделя «Береги нос в большой мороз!» Опыты со льдом Задачи: Воспитывать стремление помочь всем попавшим в беду в экстремальных обстоятелствах; побуждать к положительным поступкам; формировать наблюдательность; формировать представление о гололёде как явлении природы; развивать познавательный интерес к получению новой информации; формировать умение делать выводы. 1 неделя Почему горит фонарик. 2 неделя Какими бывают камни? Январь Задачи: уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки. Задачи: выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает; развить любознательность. 15 3 неделя Блок «Температура» Задачи: Формирование представлений о температуре окружающей среды и собственного тела. 4 неделя Подведение итогов знаний детей Диагностика детей Итого 37 занятий 16 Уровни 5. Педагогическая диагностика Показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью являются: Отношение к экспериментальной деятельности Средний Высокий Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Приложение № 1 Целеполагание Планирование Реализация Рефлексия Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. 17 Ниже среднего В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес. Не видит проблему самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым. Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов. Не может сформулировать выводы самостоятельно только по наводящим вопросам. Овладение детьми вышеуказанными знаниями, умениями и навыками фиксирует в таблице в начале и конце года. № п/п Ф.И. ребенка Отношение к экспериментальной деятельности Целеполагание Планирование Реализация 7. Список литературы 1. Л.В.Рыжова «Методика детского экспериментирования», Издательство «Детство - Пресс», 2014г. 2. Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс»,2015г. 18 Рефлексия 3. Е.В. Лосева «Развитие познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс»,2013г. 4 .Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс»,2015г. 5. Н.В. Нищева «Опыты, эксперименты, игры», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс»,2015г. 6. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старешй группе детского сада», познавательное развитие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2010г. 7. Т.А.Шорыгина «Беседы о воде в природе», «Беседы о природных явлениях и оъектах», Творческий центр «Сфера», Москва, 2010 9. Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов, «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», Издательство «Мозаика - Синтез», Москва, 2014г. 10. Е.Е. Крашенинников, О.Л.Холодова, «Развитие Познавательных способностей дошкольников»», Издательство «Мозаика - Синтез», Москва, 2014г. Приложение № 2. № п/п Ф.И. ребенка 5.1. МОНИТОРИНГ результативности дополнительного образования детей по экспериментальной деятельности Отношение к эксперименЦелеполагание Планирование Реализация тальной деятельности 19 Рефлексия